Формула окупаемости

Русский бизнес
Москва, 20.10.2014
«Эксперт» №43 (920)
Впервые в истории в России прошел этап самых престижных автогонок — «Формулы-1». Окупаемость серьезных вложений в это мероприятие зависит от того, смогут ли «королевские гонки» стать у нас столь же популярными, как в других странах

Фото: РИА Новости

«Формулу-1» называют королевой мирового спорта: зрелище ревущих спортивных машин, разгоняющихся на треке до скорости свыше 300 километров в час, ежегодно собирает совокупную аудиторию порядка миллиарда человек — больше смотрят только Олимпийские игры и чемпионаты мира по футболу. Между тем пока «Формула-1» в России гораздо менее популярна, чем в развитых странах: средняя телеаудитория одного этапа в России до сих пор составляла 0,5–1 млн человек, в то время как в Великобритании, Германии или Италии каждая гонка собирает порой 20–30 млн телезрителей. Так зачем же России нужен собственный Гран-при?

 

Дорога длиной тридцать лет

Путь самых престижных автогонок в Россию был нелегким. В СССР гонки «Формула-1» (а они проводятся начиная с 1950-х) считались буржуазным видом спорта, советские спортсмены и СМИ игнорировали это мероприятие. Хотя сама идея прихода к нам «Формулы-1» все же обсуждалась: еще в середине 1960-х в СССР начали появляться первые проекты автодромов мирового уровня, на которых было бы возможно проведение состязаний «формульной» серии. Позже решения о создании гоночных трасс принимались даже на уровне ЦК КПСС. Леонид Брежнев, как известно, был большим поклонником автоспорта, и глава «Формулы-1» Берни Экклстоун утверждает, что в свое время он приезжал в Москву и лично уговаривал генерального секретаря провести «Гран-при СССР». Однако тогда предложение главного промоутера «королевских гонок» было отклонено.

С падением железного занавеса и началом трансляции в 1992 году гонок «Формула-1» в России проекты создания формульной трассы рождались чуть ли не каждый год. Например, в 1993 году ее предлагали построить в Калининграде, год спустя — в Ярославле, потом — в Туле, Санкт-Петербурге, подмосковном Чехове. Ближе всего к воплощению стал план создания гоночной трассы в Нагатинской пойме на юге Москвы в 2000 году. Тогда казалось, что контракт на проведение гонок «Формулы-1» в России будет вот-вот подписан. Но проект зарубил тогдашний мэр Юрий Лужков — ему не понравились условия контракта, согласно которым город не получал значимых финансовых платежей, а только, по его словам, «шум и гарь от моторов».

И только 14 октября 2010 года президент Владимир Путин и Берни Экклстоун подписали контракт на проведение первого российского Гран-при. И неделю назад в Сочи прошел первый заезд участников. Контракт с «Формулой-1» рассчитан на семь лет, то есть Россия имеет право проводить у себя Гран-при вплоть до 2020 года включительно.

 

Бизнес на колесах

Гонки «Формула-1» не только зрелищное мероприятие, но и прибыльный бизнес. Согласно официально опубликованной финансовой отчетности, по итогам прошлого года общий доход гонки составил 1,7 млрд долларов, а чистая прибыль — 530 млн долларов. Основные источники прибыли — права на телевизионные трансляции, которыми владеют Экклстоун и команда. Велики и спонсорские вливания: по официальным данным, объем спонсорских контрактов в прошлом году составил более четверти миллиарда долларов, крупнейшие из них были заключены

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (920) 20 октября 2014
    Эксперт 400
    Содержание:
    Рубль фундаментально перепродан

    Но это не оградит его от новых раундов обесценения в случае дальнейшего падения цен на нефть. При этом рост ставок ЦБ нам практически обеспечен: это единственный способ, которым регулятор рассчитывает подавить разбуженные уже случившейся корректировкой курса инфляционные ожидания

    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    Ленинградская область
    Реклама