Поддержка в воздухе

Русский бизнес
Москва, 20.10.2014
«Эксперт» №43 (920)
Власти решают, как поддержать крупнейшие авиакомпании, испытывающие сложности с обслуживанием долгов. Эта помощь им необходима, так как все прочие меры по сокращению затрат в условиях санкций и девальвации рубля уже исчерпаны

Фото: РИА Новости

В ближайшее время российские власти должны решить, как поддержать отечественные авиакомпании. «Это надо сделать в октябре, потому что дальше грядут серьезные погашения долгов, накопленных в период высоких процентных ставок», — заявил вице-премьер России Аркадий Дворкович. И хотя, как утверждает чиновник, никто из авиакомпаний пока официально в правительство за господдержкой не обращался, всем известно, что ситуация у них крайне сложная. Анализ финансовой отчетности 15 крупнейших авиаперевозчиков страны, контролирующих 85% рынка, показал, что их суммарные долги на конец прошлого года вплотную приблизились к 300 млрд рублей. Причем почти три четверти этой суммы составляет краткосрочная задолженность, которую необходимо погасить в срок до одного года. Эта сумма почти в пять раз больше их общей годовой прибыли. А, например, у таких авиакомпаний, как «ЮТэйр» и «Трансаэро», долги превышают их суммарную годовую операционную выручку. Директор Научного центра экономического мониторинга ГосНИИ ГА Александр Фридлянд уже подсчитал, что для стабилизации финансового состояния крупнейших авиакомпаний, имеющих высокую долговую нагрузку, только в ближайший год потребуется порядка 75 млрд рублей. Но при этом г-н Фридлянд уверен, что даже если государство поможет авиакомпаниям, то через полтора-два года история повторится, и в отрасли вновь разразится кризис. Правда, произойдет это только в том случае, если сами авиаперевозчики не изменят модель развития своего бизнеса.

Немаловажным является и вопрос о том, кому помогать и как именно это делать. Так, министр транспорта Максим Соколов заявил, что правительство может поддержать крупнейшие авиакомпании, предоставив им государственные гарантии по банковским кредитам. Такие предложения сейчас прорабатываются с Минфином и будут представлены в правительство в ближайшие дни. Не исключен и вариант субсидирования ставок по кредитам, но он, по словам чиновника, требует дополнительного обоснования, и для этого нужны «штучные решения». А вот глава МЭР Алексей Улюкаев уверен, что если помощь и оказывать, то только адресно. «Думаю, что какие-то секторальные решения для авиационной отрасли сейчас будут неуместны», — подчеркнул Улюкаев.

При этом сами авиакомпании настаивают: точечная помощь ничем хорошим не обернется. «Господдержка не должна предоставляться выборочно, так как это приведет к ухудшению конкурентной ситуации в отрасли. А если будет принято решение о госгарантиях, то их, безусловно, необходимо предоставлять на равноправной основе», — говорит глава группы S7 Наталья Филева. По мнению Филевой, оптимальным вариантом помощи авиаторам в нынешней ситуации могла бы стать отмена 18% НДС на внутренние перевозки. Идею равноправия активно поддержали «Трансаэро» и «ЮТэйр». Только в представлении руководства этих авиакомпаний она заключается главным образом в том, чтобы отобрать у «Аэрофлота» порядка 300 млн долларов, которые он получает от зарубежных авиакомпаний за полеты по транссибирским маршрутам, и направить эти деньги на реш

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (920) 20 октября 2014
    Эксперт 400
    Содержание:
    Рубль фундаментально перепродан

    Но это не оградит его от новых раундов обесценения в случае дальнейшего падения цен на нефть. При этом рост ставок ЦБ нам практически обеспечен: это единственный способ, которым регулятор рассчитывает подавить разбуженные уже случившейся корректировкой курса инфляционные ожидания

    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    Ленинградская область
    Реклама