Никогда не сдаваться

Культура
Москва, 26.10.2014
«Эксперт» №44 (921)
Братья Дарденны в очередной раз напоминают нам, что в жизни всегда есть место чрез-вычайным обстоятельствам. И в этих обстоятельствах у человека всегда есть выбор

Фото: Premium Film

Фильм обладателей двух «Золотых пальмовых ветвей» Каннского кинофестиваля бельгийских режиссеров братьев Дарденнов «Два дня одна ночь» заставляет вспомнить стиль советских социальных драм: сюжет, который можно пересказать в двух словах, снят в манере, максимально приближенной к реальности. Сандру (Марион Котийяр) собираются уволить в самый неподходящий для нее момент. Окончательное решение должны принять работники предприятия. Цена вопроса — премия в тысячу евро. Два дня и одна ночь — время, отпущенное Сандре, чтобы уговорить коллег проголосовать против увольнения. Каждому придется сделать нелегкий выбор.

Особенность стиля Дарденнов в том, что, выбирая простые сюжеты, они не пытаются возвыситься над реальностью, принять надменную созерцательную позу. Их условный мир и жизнь в нем создаются усилиями актеров, которые похожи на обычных людей, потому что и в самом деле являются обычными людьми. Мы понимаем, что за их спинами стоят люди с камерами, что эти сцены отрепетированы, что они произносят не те слова, которые только что пришли в голову, а те, которые возникли в творческом воображении сценариста или были им подслушаны, а потом вплетены в ткань его замысла. Искусство Дарденнов в том, что в какой-то момент эта грань исчезает. Они настолько тонко балансируют между миром условным и миром реальным, что у зрителя всегда есть выбор: впускать это произведение внутрь себя, признавать его достоверность или нет, и эта возможность выбора и является тем фактором, который создает атмосферу доверия во взаимодействии зрителя и фильма.

Еще один очень важный момент: Дарденны умеют рассказывать истории. Они умело используют все разработанные в современном кино жанровые приемы. Не случайно «Два дня одна ночь» в профессиональной среде получил интерпретацию «вестерна»: каждая из встреч Сандры — это поединок; на ее стороне ценность человеческих отношений, против нее — желание получить весомый денежный куш. И это поединок с непредсказуемым результатом: у каждого из коллег Сандры своя история, свои обстоятельства, которые склоняют их в ту или иную сторону. И в то же время у каждого своя мера, которой они оценивают происходящее. Сандра ведет борьбу не столько с ними, иногда она даже не пытается никого уговаривать, она просит. При этом она всегда готова отступить, пойти назад, все бросить и сдаться, в какой-то момент даже пытается покончить жизнь самоубийством. И в то же время реагирует на каждый вспыхнувший перед ее глазами огонек надежды. Она находится в пограничной ситуации. Любое движение внешнего мира навстречу ей придает Сандре силы, чтобы немного отойти от края бездны, по которому ей приходится идти эти два дня и одну ночь.

Какой бы надуманной ни казалась ситуация (неужели где-то решение об увольнении работника принимается голосованием всех сотрудников предприятия, что это за круговая порука?), ты веришь, что можешь оказаться на месте Сандры. Неожиданное увольнение, сопряженное с кредитами и депрессией, — все это рядом: похоже, что жизнь во Франции не слишком отли

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (921) 27 октября 2014
    Больные за бортом реформы
    Содержание:
    Революция пожирает своих врачей

    Российское государственное здравоохранение переживает радикальное научно-техническое обновление, но из-за бессистемности принимаемых решений тысячи врачей и самых уязвимых групп пациентов могут оказаться за бортом

    Международный бизнес
    Потребление
    Банковское обозрение
    Специальное обозрение
    На улице Правды
    Реклама