Язык, автономия, независимость

Политика
Москва, 07.03.2015
«Эксперт» №11 (937)

Если проанализировать логику развития любого национального движения, то ее можно описать тремя словами: «язык», «автономия», «независимость». Все начинается с того, что представители малого народа (малого в конкретном государстве, как французы в Канаде) начинают бороться за право использовать свой язык или, по крайней мере, за почетное место для своего языка и своей культуры в ряду приоритетов государства, общего для нескольких народов. Когда и если им в этом отказывает этнически (заметим, и умственно) ограниченная элита, а это до сих пор происходит в разных государствах мира (в том числе на Украине), начинается борьба за автономию в надежде, что уж в автономии мы сможем защитить свой язык и культуру. А когда им и в этом отказывают, более того прибегают к силе, начинается борьба за независимость, очень часто переходящая в вооруженную. И конечно, к этому примешивается материальный стимул, основанный на убеждении, что «нас грабят, поэтому мы бедные» или «мы богатые, поэтому остальные хотят нас ограбить».

Когда это движение начинает переход от одного этапа к другому, а это может произойти моментально, назад уже, как правило, хода нет, что мы и наблюдаем сейчас на Донбассе.

Обсуждая события, происходящие на Украине, многие задаются вопросом: а есть ли смысл в этой борьбе? И это вечный вопрос всех революций и национальных движений, на который нет ответа. Потому что люди начинают протестовать и даже в конце концов берутся за оружие в каком-то смысле не по своей воле, а подталкиваемые к этому железной логикой происходящих событий, которая, как им кажется, не оставляет им выбора. Тем более когда эта логика подкреплена такими событиями, как в Одессе и Мариуполе. И не важно, где это происходит, — в Ирландии, Стране Басков, Грузии или на Украине.

Разве сам по себе «Чайный закон», принятый британским парламентом в 1773 году и ставший катализатором Войны за независимость США, стоил тех жертв, которые понесли американцы и британцы в последующей, фактически гражданской войне? Ясно, что проблема была не в «Чайном законе», а в нарастающем раздражении, которое вызывала власть Британии в американских колониях, и повод был бы найден в любом случае.

Язык как ценность

Ирония истории заключается в том, что именно вопрос о языке, который стал спусковым крючком текущего украинского кризиса, породил в свое время, еще в XIX веке, украинское национальное движение, так же как многие другие аналогичные. И конечно, язык — ключевое понятие в триаде «язык, история, литература», вокруг которой обычно начинается национальное противостояние. Выдающийся немецкий философ второй половины XVIII века Иоганн Гердер, чьи труды легли в основу большинства европейских национальных движений, в том числе украинского, писал: «Есть ли у нации что-нибудь дороже родного языка? В языке воплощены все сокровища ее мысли, ее традиции, ее история, религия, основы ее жизни, все ее сердце и душа».

Царская администрация (как и большинство имперских правительств того времени) видело в языках и культуре на

У партнеров

    «Эксперт»
    №11 (937) 9 марта 2015
    Язык дружбы язык вражды
    Содержание:
    Убийство на экспорт

    Гибель Бориса Немцова — серьезный вызов для современной России. Недельный стресс-тест показал, что преступники пока не достигли своих целей, политическая ситуация стабильна, а элиты и общество консолидированы

    Повестка дня
    Коротко
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама