ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

Книги
Москва, 27.04.2015
«Эксперт» №18-19 (944)
Встречи гениев

Прочтите эту книгу, если хотите понять меня.

 

Ведь что любопытно: я могу оценить свои скульптуры, только увидев их на ваших фотографиях… Они дают мне возможность взглянуть на собственную работу со стороны…

П. Пикассо

Книга, выпущенная в рамках совместной издательской программы «Ад Маргинем Пресс» и музея современного искусства «Гараж», — история необычная, и не только «совместностью». Начать с героев — множественное число здесь не случайно: действующими лицами «Разговоров с Пикассо» стали два равновеликих человека (см. эпиграфы), необычайно талантливых, проживших долгую жизнь (Пикассо — 91 год, Брассай — 84) в фантастическом XX веке. Следующая, несколько парадоксальная необычность: написанные в 1964 году «Разговоры с Пикассо», переведенные за полвека чуть ли не на все языки, на русском — при всей любви советских и российских граждан к лауреату Международной Ленинской премии Пабло Пикассо — выходят впервые. Более того, и автор, фотограф с мировым именем, кавалер ордена Искусств и литературы и ордена Почетного легиона Брассай (родившийся в трансильванском городке Брассо, или, как его еще называют, Брашов, сын венгра и армянки Дьюла Халас; Брассай — «из Брассо»), прославившийся в 1932-м альбомом «Ночной Париж», с первой большой выставкой в Россию попал лишь в 2012-м, то есть уже даже не с полувековым, а с 80-летним опозданием.

Если говорить о литературном творчестве Брассая, «Разговоры с Пикассо» — второй его опыт в жанре диалога. Первым стала вышедшая в 1949 году «История Марии» — Брассай опубликовал свои беседы с домработницей. Смелый эксперимент оказался настолько удачным, что через полтора десятка лет автор выпустил «Разговоры», сохранив, как отмечали критики, вкус живой беседы, непринужденность интонации, но принципиально поменяв масштаб собеседника: место скромной помощницы по хозяйству занял признанный гений, человек, которого в 2009 году по результатам опроса 1,4 млн читателей, проведенного газетой The Times, признают лучшим художником среди живших в последние сто лет.

Обширные, аккуратно датированные записи охватывают три десятка лет знакомства и «россыпь восхитительных моментов общения», перед читателем проходят три сотни персонажей (и каких — Матисс, Превер, Элюар, Сартр, Камю, Кокто, Жан Маре…). Многие смотрят на нас с прекрасных черно-белых фоторабот Брассая, под которыми часто вместо подписей — цитаты («Забавная получилась фотография, но подлинности в ней не будет… А знаете почему? Потому что вы передвинули мои тапочки… Я никогда их так не ставлю…» или: «Что привлекает взгляд прежде всего? Складка на брюках Жана Кокто! Кокто родился со своей складкой на брюках!»). Эти на первый взгляд несерьезные ремарки дают ключ к пониманию книги: придирчивое внимание к деталям, обаяние бытовых мелочей, ирония и, повторюсь, сомасштабность собеседников.

Открывает небольшую фотогалерею портрет Пабло Пикассо 1932 года с подписью: «И эта сокрушительная мощь сконцентрировалась во взгляде, который вас пронзает, покоряет, поглощает». В тексте о глазах Пика

Новости партнеров

«Эксперт»
№18-19 (944) 27 апреля 2015
На дне
Содержание:
Дорога над пропастью

Жесткий потребительский пессимизм продолжает гнать российский авторынок вниз. Останавливаются автозаводы, уходят из страны производители, рушится бизнес у дилеров. Все ли так плохо? И когда продажи машин «нащупают дно»?

Коротко
Тема недели
Международный бизнес
Экономика и финансы
Коротко
Потребление
На улице Правды
Реклама