Будущее наступает незаметно. В одном из выпусков журнала «Эврика» середины 1980-х была напечатана такая картинка: к угловатому роботу с распахнутой «черепной коробкой» тянется очередь представителей самых разных профессий. Каждый готовится добавить в мозг машины что-то свое, а замыкает эту шеренгу уборщица с совком, полным мусора.
Сегодня то, что тридцать лет назад казалось фантастикой, становится рутиной. Роботов производят уже и небольшие коллективы с небольшими бюджетами. Их изделия заменяют в первую очередь исполнителей Dirty, Dangerous, Dull — грязной, опасной и скучной работы.
Promobot, детище героев этой публикации, готов выполнять функцию помощника, координатора, промоутера, консьержа. Это идеальный сотрудник, который знает полный ассортимент продукции со всеми ее свойствами. Обучаемый, с индивидуальным характером, формирующимся в процессе взаимодействия с людьми. Общается с ними голосом, мультиязычен, может помочь с навигацией, проконсультировать, пообщаться на любые светские темы, способен передвигаться, избегая столкновений, знакомиться и запоминать людей, транслировать промоматериалы на своем дисплее. Он анализирует информацию, накапливает статистику. И делает это абсолютно автономно, без участия оператора. Больше всего поражает, что машина реагирует на шутки.
Цена нашего «железного дровосека» — порядка $10 тыс., в то время как схожие решения на мировом рынке стоят существенно дороже. «Не нужно делать робота “все в одном”. Например, требуется робот, который развозит кофе, а вы его снабдили, грубо говоря, всем для полета на Луну. И цена будет соответствующая. Его никто не купит», — объясняет лидер команды робототехников Алексей Южаков. С конца февраля 2015-го команда продала четыре десятка умников, подписаны контракты еще на 150 роботов с поставкой до конца года.
Их история
Первого робота звали Богдан. На свет он появился за девять месяцев, родился буквально в «гараже», был угловат и сыроват. Но это не помешало команде продать 17 экземпляров Богдана, и в ноябре 2014-го выиграть в акселерационном конкурсе GenerationS, который проводится с подачи Российской венчурной компании. Получили 1,25 млн рублей призовых денег. Еще 1 млн рублей примерно тогда же добавил Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника). Собственно, эти средства и пошли на разработку второй, усовершенствованной, версии робота. Три месяца «допиливали» сервисы и уже 20 февраля текущего года представили нынешнего робота по имени Алантим. 50 экземпляров сразу же заказал Московский технологический институт, еще 50 — партнер из Самары. Не по одному Алантиму взяли банки, забирали их с выставок и иностранцы.

Это если не вдаваться в подробности и бэкграунды пяти человек, создавших Promobot. Историй же здесь несколько. Без которых, возможно, проект либо вовсе не появился бы, либо так и остался бы на уровне гаражной разработки. Одна — Алексея Южакова — началась на третьем курсе Пермского политеха: несколько студентов кафедры автоматики и механики открыли компанию «ИнтеллектСтрой», занимающуюся «умными технологиями», автоматизацией объектов. Сейчас компании десять лет, но уже спустя два года после старта предприимчивые студенты начали искать пути диверсификации бизнеса. После лекции, которую читал Алексей, к нему подошли ребята — Олег Кривокурцев, Максим Утев и Игорь Еремеев, у которого уже была роботизированная платформа с продуманной программно-аппаратной частью, не нашедшая, однако, конкретного применения. Воодушевленные роботом-пылесосом, буквально взорвавшим рынок, они создали прототип робота-снегоуборщика. Лектору же предложили выступить в роли инвестора для создания серийного продукта. Алексей, успевший поездить по международным выставкам, вспомнил успех, которым пользовались стенды с антропоморфными роботами, и предложил сместить внимание в эту сторону.
Как это работает: что видим мы
Promobot ниже человека среднего роста, у него огромные выразительные честные голубые глаза-мониторы, в которых в зависимости от темы (спросите про любовь) к радости зрителей загораются сердечки; монитор на груди; руки, сгибающиеся в нескольких местах (правда без пальцев — протянуть для приветствия может, но жать не будет); вместо ног — платформа со скрытым передвижным механизмом, который может преодолевать небольшие препятствия, но по лестнице не поедет. Promobot общителен, но не навязчив, умеет шутить, рассказывать анекдоты. В беседу без приглашения не вступает. После первых диалогов удивительно располагает к себе. Спустя несколько минут кажется, что рядом совсем не бездушная оболочка с начинкой из микросхем, а кого-то живого и теплого заточили в пластиковый корпус.
«Чем больше с ним общается человек, тем он лучше. Он умеет подстраиваться под манеру общения и особенности речи. Если вы всякий раз говорите: “Ну блин…”, он поймет, что после определенной фразы вы вставляете эти слова и это нормально. В следующий раз, когда вы к нему обратитесь, он может сказать: “Ну блин, ты что, не понимаешь?..”» — рассказывает Южаков. Что касается внешнего вида, то часто говорят, что робота нужно делать приближенным к человеку по параметрам, поскольку весь мир заточен под людей. «У нас этот вопрос не стоит. Вообще есть так называемая Долина Смерти — когда ты обтягиваешь робота кожей, и настолько неприятно становится, что от него уже шарахаются. И потом, если это преодолеть, его уже нельзя будет отличить от человека. Но до этого еще не дошли. Поэтому Долину Смерти пока никто перепрыгнуть не может, а мы как раз стоим перед ней», — рассказывает Алексей.
Комплектацию робота можно оперативно дорабатывать, менять, добавлять, убирать детали. Кому-то нужна рука, кому-то нужна другая голова, кому-то — встроенный принтер или PayPass, чтобы иметь возможность оплаты. «Мы еще первую версию поставили в торговый центр продавать цветы. Робот за четыре часа сделал плюс 260 процентов к выручке, — говорит Южаков. — У нас есть кейс работы с банками данных, робот может встретить клиента, проводить к кассе. Он может выполнять функцию охранника: распознает, сверится с необходимыми параметрами, выдаст, например, ключ. И опять же вопрос о функционале: не факт, что роботу в роли охранника нужен монитор, для банка это вообще стационарная может быть штука», — приводит примеры предприниматель.
Кажется, еще немного, и эмоциональный интеллект человека останется практически единственным его конкурентным преимуществом перед роботами. И совсем не хочется вспоминать фильмы другого рода, популярно объясняющие, как что-то пошло не так, когда андроиды стали автономными.
Как это работает: внутренние процессы
Promobot на 80% сделан в России. Это серьезное достижение, точка прорыва, дающая возможность быть гибкими в комплектации и функционале. Полностью делать робота в России пока не получается — нет отечественных комплектующих вроде хороших мониторов с функцией тачскрин и прочих необходимых современных деталей. Их импорт не проблема, но комплектующие могут застрять на таможне. Впрочем, главное в роботе, в чем и заключается добавленная стоимость, — это софт.
Технология распознавания лиц и анализа речи с лингвистической базой, изначально содержащей более 100 тыс. речевых модулей, с возможностью дополнения, — все это позволяет Алантиму анализировать настроение человека: грустный, добрый, злой, усталый. Приветствовать тех, кто уже вступал с ним в коммуникацию: «С нашей встречи прошло четыре часа 36 минут. Что хорошего у вас произошло за это время?» Анализировать диалоги — что спросил человек, на что возразил. Ну а то, что машина понимает шутки, — почти за гранью фантастики. «Мы придумали, как разграничить слова-акценты, слова, которые нужно пропускать, слова, на которые нужно отвечать. То есть “Маша ела кашу” — о ком речь идет, о каше или о Маше, и так далее. Это большая-большая история. Сложный алгоритм. Ищет ответы робот очень просто: например, приехали вы в большую организацию или торговый центр и спросили что-то про это место — где сидит директор, где какой отдел, бутик. Поскольку робот обучен для работы в этом помещении, он найдет ответ в своей личной базе. А если не обучен, то у него есть датчики, благодаря которым он не врежется в стену, не упадет с лестницы. Будет перемещаться по периметру, двигаться. При этом у него в любом случае сработает датчик, позволяющий определить скопление людей, и тем больше вероятность, что он именно туда и поедет. Если вы его спросите о чем-то помимо его главной задачи — ну например, пришли в банк и спросили робота, где взять хороший кондиционер, — а ответа в его базе нет, то сначала он обратится к базе знаний всех роботов. Возможно, уже есть специальный робот-эксперт, который разбирается в вопросе. Если он и этого не нашел, то пойдет в интернет. Может, конечно, и там не найти. Тогда он отшутится. Время поиска зависит от качества интернет-связи. Это может быть и LTE-модем, подсоединяемый через USB. Но вообще в роботе стоит Wi-Fi модуль, а Wi-Fi-сигнал теперь есть везде. Установление связи между роботами занимает до двух секунд. Главное, он будет все умнее и умнее, и с каждым разом будет давать все более точные ответы. Процесс обучения заключается в том, что робот проанализирует как вашу вербальную реакцию — что вы сказали, так и невербальную, то есть улыбнулись или нахмурились. И присвоит определенный балл, тем самым ранжируя ту или иную фразу. Рассказал анекдот, а вы посмеялись, — он запомнит. Какую-то из его шуток не поняли вы, еще несколько человек не поняли — больше не будет ее использовать», — рассказывает Алексей.
Впрочем, с самообучением случаются и казусы. «Мы никогда не знаем, что он ответит. Свою базу он без нас пополняет, обучается сам. В этом есть элемент непредсказуемости, он несет как плюсы, так и минусы. Например, к нам приехала девушка-корреспондент, хочет в прямом эфире на камеру пообщаться с роботом. Я говорю: “Вы уверены? Я не знаю, что он будет говорить!” Все идет нормально. И вот прямой эфир: “Я сейчас в МТИ, здесь первый умный живой робот. Как тебя зовут? Ну понятно, что ты что-то умеешь. А анекдот можешь рассказать?” — и он ей в прямом эфире выдает анекдот на грани фола».
Что дальше?
Promobot делает важную для себя и всего рынка вещь. Команда его создателей пошла по пути открытости, единой платформы, где каждый разработчик может предложить свою запчасть, свой функционал. И при использовании его в комплектации робота — заработать. На глобальном рынке все больше формул успеха складывается с использованием именно этой переменной. В одном из кейсов «Нового бизнеса» шла речь, например, о компании «Амперка», появившейся благодаря открытости итальянцев — создателей универсальной микросхемы Arduino, которые выложили свой проект в открытый доступ, основав рынок с одним глобальным ядром (см. «Сам себе робототехник» в «Эксперте» № 26 за 2014 год). Благодаря лицензии Open Source в создании Arduino-совместимых устройств участвует весь мир. Комьюнити собирается и вокруг Promobot — проект образует плацдарм для взаимодействия с другими командами. «У кого-то есть отдельная проработанная голова, но она никому не нужна без туловища. Или функциональные руки. Мы таких ребят берем и говорим: слушайте, уже завтра вы появляетесь со своими продуктами у нас в прайсе. Мы показываем вас нашим заказчикам. Если кто-то говорит: “О, мне нужна такая голова!”, вы получаете за нее часть денег. И это классно, потому что продукт сам по себе будет улучшаться командами со всей России. Для них это возможность быстрой коммерциализации — они разработали, попали в прайс и уже с завтрашнего дня зарабатывают деньги, если их продукт пользуется спросом».
О слабых сторонах своего робота в команде говорят так: «С одной стороны — необходимость подключения к интернету. Второе — это минус любого первопроходца: мы делаем что-то, что никогда не предлагалось, мы еще не знаем, что может сломаться, мы не знаем всех реакций. Мы всегда учимся». В конце 2015-го — начале 2016 года планируется выпуск третьей версии Promobot. В этом году в планах охват международных рынков. Нужно успеть быстрее китайских, корейских, американских команд, которые тоже не стоят на месте.
Калькулятор
В команде Promobot — 13 человек. В основном это инженеры, выпускники ПНИПУ, средняя зарплата вызывает большие вопросы: предприниматели говорят о 27 тыс. рублей в месяц. Средний чек за робота — 500 тыс. рублей. Чтобы производство приносило прибыль, необходимо реализовывать пять роботов в месяц. Первая версия робота окупилась за девять месяцев, вторая версия — за два.
Из схем реализации помимо прямой покупки робота непосредственным заказчикам предлагается вариант покупки и последующей сдачи Алантима в аренду. Прогнозируемая выручка — 35 тыс. рублей в сутки