О школе, где нации не нужно учиться

Разное
Москва, 16.11.2015
«Эксперт» №46-47 (965)
На всеобщее обсуждение выносится Концепция преподавания русского языка и литературы в отечественных школах

Фото: Эксперт

О результатах обсуждения говорить вроде бы рано: оно только началось; но основной его результат я возьмусь предсказать уже сейчас. Нас известят, что в горячих дискуссиях общество всесторонне оценило идею расщепления итогового экзамена по русскому языку на базовый и профильный уровень — и эту идею одобрило. Это будет исторический шаг. Только его пока и недостаёт, чтобы рядовая школа окончательно стала школой, где не нужно учиться, — в обоих простых смыслах этой фразы. И в том смысле, что ученику там не приходится прикладывать усилия — и в том смысле, что в неё просто не стоит ходить. Незачем.

Понятно, что составлялась концепция совсем не для этого. Авторы её, серьёзные люди, работавшие в комиссии под председательством Нарышкина, искренне озабочены скверным и всё ухудшающимся уровнем школьного преподавания словесности; они честно перечисляют (не все, но) многие причины наблюдаемой беды и предлагают кучу мер — большей частью достаточно разумных. Беда в том, что вероятность проведения в жизнь перечисленных ими мер отнюдь не одинакова. Тезис «необходимо учесть обязательность полноценной реализации творческого потенциала учителя-словесника, наделённого должной степенью общественного доверия, обладающего всеми возможностями для творческой работы в школе» что есть в концепции, что нет: фрагменты подобных фраз, может, и войдут в минобровские указивки, но на реальности не отразятся никак. А вот когда написано, что нужны профильный и базовый уровень ЕГЭ, это уж пойдёт прямо в реальность. Я даже готов поверить, что авторы и в этом пункте хотели только хорошего: обеспечим-де «преемственность изучения русского языка в цепочке “школа — вуз”» для будущих филологов. Но тогда они проявили изумительную наивность. Что на самом деле будет значить расщепление итогового экзамена, легко видеть на примере математики. Этот обязательный предмет пошёл по такой дороге годом раньше и уже видно, к чему приходит.

Введение ЕГЭ лишило школу права оценивать успехи своих учеников: выпускной и вступительный экзамены слились, а точнее, второй поглотил первый. До последнего времени оставалось два обязательных экзамена: математика и русский язык; по всем остальным школьным предметам чуть ли не официально разрешалось не учить и не учиться — это ничем и никому не грозило. С расщеплением экзамена практически необязательной становится и математика. «Базовый» уровень дитя сдаст в девятом классе, нимало не напрягаясь (для удовлетворительной оценки нужно решить три-четыре задачки на счёт в пределах первой сотни), а потом перестанет даже и притворяться, что учит какую-то там математику. Теперь, боюсь, мы увидим то же самое и с русским языком. Даже нынешний экзамен по нему без труда сдаёт на тройку толковый дошкольник (подтверждения легко найти в рунете), а будущий «базовый» неизбежно будет ещё проще. Дитя в девятом классе с грехом пополам угадает, одинаковые ли буквы пропущены в словах от...брать, д...стать и пр...бабушка, а выражение ни разу не ошибился в чём-то ущербно. При этом ни писать, н

У партнеров

    «Эксперт»
    №46-47 (965) 16 ноября 2015
    Прифронтовое небо
    Содержание:
    Вместо отдыха — эвакуация

    Авиакатастрофа в Египте стала очередным ударом по российской туристической отрасли. Прямых компенсаций от государства туркомпании не получат. Более предпочтительны госинвестиции в развитие инфраструктуры внутреннего туризма

    Тема недели
    Тема недели
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Пенсионный рынок
    Реклама