ВВП РФ стабилизировался на уровне семилетней давности

16 ноября 2015, 00:00

По итогам года инфляция превысит официальный прогноз Сжатие рынка легковых автомобилей продолжится и в 2016 г.

Первая оценка Росстатом уровня ВВП за третий квартал показала снижение совокупного выпуска на 4,1% к июлю–сентябрю 2014 года. Кварталом ранее спад в годовой оценке был глубже — минус 4,6%. Исключение сезонных колебаний дает, по нашей оценке, прирост ВВП в размере 0,2% квартал к кварталу после снижения на 1,8% кварталом ранее, так что можно говорить о выходе экономики на плато, но не об «отскоке». Это также первый положительный квартальный прирост после четырех последовательных кварталов сжатия, впрочем, также весьма слабо выраженного в двух последних кварталах прошлого года. Такой положительный прирост ВВП вполне согласуется с ранее опубликованными данными за сентябрь (пока что самыми свежими), в которых можно видеть рост промышленного выпуска, а также, вероятно, рост (или как минимум приостановку сокращения) инвестиций и объемов строительства. Правда, потребительский спрос в сентябре ускорил сжатие. Но возможно, оно коснулось в большей мере импорта (на фоне второй волны ослабления рубля в конце августа и первые осенние месяцы), и с точки зрения баланса ВВП сокращение потребления домохозяйств компенсировалось ростом чистого экспорта (либо сальдирующей позиции — прироста запасов).

Несмотря на некоторые признаки восстановления, текущий масштаб экономической деятельности остается несколько ниже уровней «пика», предварявшего предыдущую рецессию, то есть второго квартала 2008 года, как в целом в измерении ВВП, так и в особенности в части материального производства (сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь), и примерно соответствует уровням середины 2011 года. Распространение текущей динамики ВВП квартал к кварталу на остаток года (рост на 0–0,2% без учета сезонного фактора) даст сокращение ВВП за год на 3,7–3,8%, что находится вполне в рамках текущего прогноза Минэкономразвития.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) в октябре по отношению к октябрю прошлого года чуть-чуть снизился — до 15,6%. В формате «к предыдущему месяцу с исключением сезонного фактора» ИПЦ рос в августе-октябре примерно на одни и те же 0,9%, что в годовом формате соответствует 11% с небольшим. Эта цифра, вероятно, объясняет приверженность ЦБ такой ключевой ставке второе заседание подряд. В декабре годовая инфляция при сохранении сложившихся помесячных темпов может снизиться до 13,6% (официальный прогноз — 12,2%).

В структуре месячного прироста ИПЦ продолжает увеличиваться вклад цен на продовольствие, при некотором снижении вклада непродовольствия, и остававшемся в сентябре–октябре скромном вкладе услуг. Такие изменения явно обусловлены курсовым фактором — в плодоовощной продукции в октябре уже заметно усиливается роль импорта, рост цен на неплодоовощное продовольствие ускорялся с июня по сентябрь, также следуя с примерно месячным лагом за ослаблением рубля; в октябре он остался примерно на уровне предыдущего месяца.

Месячный прирост цен на непродовольственные товары, наоборот, в октябре слегка замедлился, в частности из-за приостановки повышения цен на легковые автомобили и бензин. Наиболее живо в октябре продолжали расти цены на одежду и обувь, также, видимо, из-за сезонного спроса на преимущественно импортную «теплую» продукцию (обувь и куртки зимние, головные уборы и перчатки). Скромный вклад услуг поддерживает сезонной дезинфляцией на рынке услуг зарубежного туризма и пассажирского транспорта. Кроме того, Росстат зафиксировал снижение на 2,6% (против сентября) платы за пользование потребительским кредитом.

 zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzkonj.jpg

Согласно оценке агентства «Автостат», продажи новых легковых автомобилей (без учета LCV) по итогам 2015 года составят порядка 1,5 млн штук, что на 37% ниже результатов 2014 года. При этом цены на машины существенно выросли. Средневзвешенная цена нового автомобиля за девять месяцев текущего года составила 1169 тыс. рублей, что на 18% выше аналогичного показателя прошлого года, подсчитал «Автостат».

Существенную поддержку рынку оказали государственные программы, обеспечив, по данным Минпромторга, порядка 38% продаж. По итогам девяти месяцев 2015 года объем продаж в рамках программ стимулирования спроса (программы обновления парка, льготного автокредитования и льготного лизинга) составил 453,6 тыс. автомобилей.

Однако до конца года отрицательная динамика рынка будет усиливаться. Программы поддержки автопрома заканчиваются, потребительский настрой снижается. Производители проводят различные акции по стимулированию спроса, но цены уже не настолько привлекательны, как в начале этого года.

Согласно прогнозам «Автостата», сжатие рынка продолжится и в будущем году. Продажи новых легковых машин в 2016 году могут снизиться до 1,2–1,4 млн единиц. Это будет минимальный уровень за последние пятнадцать лет.