Выезжаем на экспортные рынки

Русский бизнес
Москва, 30.11.2015
«Эксперт» №49 (967)
Автомобильная отрасль России столкнулась с самым тяжелым за последние 15 лет кризисом. Результатом может быть полное переформатирование автомобильного рынка страны: рост локализации и переориентация на экспорт

На российский автомобильный рынок еще недавно возлагали большие надежды. Его объемы уверенно росли, и на пике он занял второе место в Европе, лишь немногим уступив автомобильному рынку Германии. Ведущие мировые производители машин стремились на российский рынок со своей продукцией: как продавать, так и собирать на месте. Под автопроизводство в страну приходили и международные компании, выпускающие комплектующие. Перспективы рисовались самые радужные.

Так, еще в феврале прошлого года заместитель министра торговли и промышленности России Алексей Рахманов предсказывал, что инвестиции в производство автокомплектующих до 2020 года составят не менее 5 млрд. долл., а выпуск новых автомобилей в стране почти удвоится, достигнув к 2020 году 3 млн единиц в год против 1,7 млн в 2013-м.

Сегодня очевидно, что этот прогноз останется только на бумаге. Тучные годы для отрасли уже позади. В 2014 году в России было продано 2,5 млн новых легковых автомобилей (с учетом легких коммерческих, см. график 1). Это на 10,3% меньше, чем годом ранее. Нынешний же год стал для отрасли еще более тяжелым. За истекшие десять месяцев 2015 года в России было продано всего 1,32 млн новых автомобилей — на 33,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего по результатам года Минэкономразвития России ожидало падения на 21% относительно прошлого года, но, судя по тенденциям прошлых месяцев, итог окажется еще хуже.

Относительно сценария будущего мнения расходятся. Минэкономразвития ожидает стабилизации рынка в следующем году и перехода к росту на 10% в год с 2017 года, в то время как PriceWaterhouseCoopers уже в следующем ожидает роста почти на 4,5%, а Boston Consulting Group — на 10,5%.

С другой стороны, в Группе ГАЗ считают, что интересующий их сегмент коммерческих автомобилей продолжит падение: «Ситуация на рынке коммерческих автомобилей будет зависеть от экономической ситуации в целом, прежде всего — от уверенности или неуверенности инвесторов в перспективах развития их собственного бизнеса. Ситуация остается достаточно неопределенной. Пока наиболее вероятный прогноз предполагает дальнейшее снижение объемов рынка на уровне 8–15%. Во многом ситуация также будет зависеть от наличия или отсутствия государственной программы стимулирования спроса, в том числе — программы обновления автопарка, и уровня банковской ставки, от которой зависят возможности инвестирования как для производителей, так и для потребителей автомобильной техники».

Ведущий аналитик агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов рассказывает:

«В ближайшие годы, скорее всего, российский авторынок будет пребывать в таком же вялом состоянии. Возможно, он стабилизируется, но на не очень высокой отметке, предположительно в районе 1 млн единиц, может, немного выше». Но в любом случае это совсем не то, на что еще совсем недавно рассчитывало автомобильное сообщество.

Выживут «патриоты»

Падение продаж новых автомобилей не могло не отразиться на производстве. Отечественное автомобилестроение тоже испытало серьезное падение. Так,

Новости партнеров

«Эксперт»
№49 (967) 30 ноября 2015
Не партнёр
Содержание:
Воспитание турецкого султана

Ликвидация российского бомбардировщика в небе над Сирией имеет все признаки спланированной акции. Политическая ошибка Турции привела к серьезному кризису в отношениях с Москвой. Главным проигравшим в итоге окажется президент Эрдоган

Повестка дня
Культура
Потребление
Ямало-Ненецкий автономный округ
Реклама