Мировые тренды туризма

Петр Скоробогатый
заместитель главного редактора, редактор отдела политика журнала «Эксперт»
26 апреля 2016, 16:01

Туризм в России развивается правильно, считают в ООН. Надо просто подождать

Золтан Шомоги, Исполнительный директор Всемирной туристской организации при ООН

Если подбирать иностранную модель развития туризма, подходящую для нашей большой, холодной, малообжитой, многоликой страны, рано или поздно зайдёшь в тупик. Ближе всех США и Канада, но у них в фундаменте туризма лежит великолепная дорожная инфраструктура и мобильность населения. Ответом на вопрос, как комплексно развить туризм в России, станет создание 5-6 концепций для разных типов территорий. Задача дорогостоящая и требует, как минимум, серьёзного экономического обоснования с разумным целеполаганием.

Многие иностранные эксперты считают, что Россия должна искать свою уникальную концепцию развития. Золтан Шомоги, Исполнительный директор Всемирной туристской организации при ООН специально для «Эксперта» поделился своим взглядом на последние мировые тренды в отрасли и оценил темпы развития туризма в нашей стране.

- Россия сегодня находится на 9-м месте в мире по числу людей, которые приезжают в страну за один год. Это неплохо, но могло бы быть лучше. И как я знаю, Ростуризм реализует стратегию развития туризма, и мы работаем вместе с ними. В прошлом году мы подписали договор с Агентством. И согласились публиковать на нашем вебсайте информацию о том, какие сессии и мероприятия будут в России. Согласились помочь ряду регионов сделать местную стратегию развития туризма.

Я думаю, что одна конкретная стратегия для России не сработает. Потому что Россия больше, чем одна страна. Как вы думаете сделать одинаковую стратегию для Сочи и для Владивостока, для Санкт-Петербурга и для Азовского моря? Поэтому я думаю, что есть одна стратегия генеральная, то, что сделал Ростуризм, но все регионы должны построить свою собственную стратегию.

На Интурмаркете все говорили о том, что в России туризм должен быть одним из ключевых видов экономики. И я согласен с этим. Потому что Россия богата – это природное богатство, история, памятники, гостеприимство, кухня. И поэтому я верю, что в недалеком будущем Россия улучшит и без того неплохие результаты.

- Правильно ли развивать уже хорошо известные направления туризма или надо вкладываться в новые?

- Очень трудно ответить на этот вопрос, потому что кто знает больше о стране, чем люди и специалисты, которые работают в туризме здесь. Но я на вашей конференции слышал очень хорошие презентации, они не только о Москве. Я видел презентацию из Владивостока, из Сибири. Я не думаю, что есть только Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, Серебряное кольцо и море. Есть много интересных точек. Но мы должны ждать инициативы не только от правительства, но и от частного сектора. Который должен работать вместе с регионами. Потому что другого пути нет.

- Вот есть туроператор, который везет туристов. Есть государство, которое строит инфраструктуру – дороги. Есть местный бизнес, который организует отели, питание. Но местный бизнес не будет строиться, если туроператор не повезет туристов. А туроператор не повезет туристов, если там на месте ничего нет. Как связать это всё?

- Я думаю, это ключевая роль местного правительства, дестинация менеджмента (destination management), если хотите. Они должны знать, какие есть возможности для совместной работы. Причём важна работа на всех уровнях: на городском, на областном, на муниципальном. Потому что все участники работают только вместе. Если я захочу просто построить гостиницу на пустыре, я должен сказать местным жителям - это для вас, потому что если будет гостиница, будут туристы, будет больше работы, будет лучше жизнь. Я должен работать с правительством. Я должен разговаривать с транспортными компаниями – а как туристы приедут сюда иначе? И если у меня нет партнера – поездной или автобусной компании – я не могу работать. Чтобы всё это связать, нужна роль местного правительства. Оно должно показать возможности, обсудив всё вместе с частным сектором. Без частного сектора ничего не работает, без правительства тоже не работает. Только вместе. Есть очень хорошие примеры. Эти destination management system работают в Европе: в Австрии, Франции, Швейцарии, Италии. И для России нет другого выхода, я думаю.

- Многие примеры развития туристических точек на карте мира (Египет, Турция, к примеру) включают в себя мощную поддержку бизнеса в сфере туризма со стороны государства. Сегодня есть дискуссия о том, какие льготы, субсидии нужны российскому бизнесу, чтобы отрасль получила импульс к развитию. Чтобы вы посоветовали?

- Есть две разницы: помощь для развития и помощь в критической ситуации. Адресная помощь в кризисные времена нужна, но при этом надо точно просчитать долгосрочный эффект от мер поддержки. Что касается планирования стратегии - где, как, откуда и к кому посылать туристов – тут от правительства, возможно, требуется не столько финансовая помощь, сколько усилия по созданию хорошей атмосферы для бизнеса.

- У нас не очень мобильные жители. Они мало ездят. И таким образом не развиваются туристические места на карте страны. И не масштабируется этот процесс на другие регионы. Как привить людям желание путешествовать?

- Здесь опять же нужна совместная работа при весомой роли местного правительства. Я присутствовал на открытии стенда Алтайского края. Это очень хороший пример как работать вместе. Там есть губернатор, который очень хочет работать с туризмом. И он помогает частному сектору. Они вместе делают инфраструктуру, хорошую промоцию и в России, и, я думаю, позже в мире.

- Согласитесь, люди всегда стремятся к морю, в теплые страны. И такой туризм всегда будет массовым. Есть ли шанс построить туристическую отрасль внутри страны, чтобы она была массовая, чтобы крупным туроператорам было интересно работать и зарабатывать деньги?

- Я не очень люблю слово «массовый» туризм, но я знаю, что он есть, это факт. Конечно, чаще всего люди уходят в отпуск на две недели и едут к морю. Но у них есть и другие возможности для путешествий. И наравне с массовым туризмом люди также выбирают сити-туризм, уикенды, на 2-3 дня выезжают в соседние города и села, на природный туризм. Это не только массовый туризм. Я бы сказал, что в некоторых странах такой туризм популярнее, чем массовый. В Швейцарии нет массового туризма. Но там очень красивые города, очень красивая природа, и поэтому люди едут туда. А с точки зрения туристических возможностей эта страна не богаче России. Не богаче.

Конечно, нужна хорошая инфраструктура. В первую очередь, транспорт. В стране, где один город находится на большом расстоянии от другого, - это поезд, самолет, но не машина.  Поэтому я думаю, что в России очень важно инвестировать в хорошую транспортную систему. И это также важно как для внутреннего, так и для выездного туризма. Не только российские люди должны увидеть, какая Россия красивая.

Давайте не забывать, что сегодня меняется структура туризма. Всё больше людей выбирают индивидуальный турист. Когда я был первый раз в России, в Москве, может быть, несколько лет назад, туристические автобусы не работали, потому что не было индивидуальных туристов. Теперь уже есть. И ты должен подумать об этом. И эти туристы должны посылать месседжи на вебсайты, на social media, работать с этими дешевыми видами промоции.

- Индивидуальный туризм – это мировой тренд?

- Это мировой тренд. Конечно, организованный туризм будет важен, потому что для многих не просто организовать, например, тур в Бразилию. Я могу, но это не просто. Но в Европе это абсолютный тренд. И в Америке это абсолютный тренд.

- А правильно ли я понимаю, что если наметился тренд в постепенном переходе от организованного туризма к индивидуальному, то снижается роль и влияние туроператоров?

- И да, и нет. С одной стороны, важнее усилия местных органов власти в продвижении своих туробъектов, чем усилия туроператоров. С другой – роль туроператоров не снижается, а меняется. Прошло то время, когда можно было заработать на создании одного турпродукта. Это уже не работает. Я думаю, что турпакеты должны быть специализированные. Туроператоры должны предлагать более гибкие условия. Можно делать турпакеты и для индивидуальных туристов. Турпакет с гостиницей, турпакет с возможным транспортом. Мир меняется – и турпакеты меняются.

- Можно ли предположить, что это некий совет для российских туроператоров, потому что многие из них возвращаются на внутренний рынок и начинают формировать новый продукт?

- Да, конечно, конечно. У туроператора есть опыт, есть knowledge, знания, поэтому, конечно, когда один вид бизнеса не идет, должен разрабатываться другой вид бизнеса. Нет другого шанса. В эту работу нужно внедрять инновации и использовать новые технологии.

- Коммуникационные?

- Social media, веб-сайты, информация для туристов. И это очень важно. Мало кто решает совершить поездку в Москву за один день. У меня есть время, у меня есть идеи, у меня есть возможности. Куда я иду? Я буду читать информацию в интернете. И сегодня для туриста информация в первую очередь – это social media. И как работает social media – это очень важно. И мнение индивидуальных туристов в social media – это очень важно, потому что люди читают это.

- Изучение своего гипотетического маршрута - это уже первая часть поездки. Ты получаешь удовольствие от этого.

- Точно.

- Неужели продвижение, промоция, реклама значат сегодня для туриста больше, чем инфраструктура?

- Инфраструктура всегда важна. Если я получил информацию из рекламы, и потом на месте обнаружилось, что всё это не соответствует действительности, работать ничего не будет. Я скажу моим друзьям, что мне наврали и всё. Такая реклама сработает лишь на очень короткий срок.

- Я был во Вьетнаме и своими глазами видел, как бурно там растет туриндустрия. И при этом грязно, сумасшедшие дороги. Далеко не все прекрасно с инфраструктурой. И, тем не менее, турпоток туда стремительно увеличивается. Почему с нами этот фокус не проходит?

- Во Вьетнаме есть больше типов туризма: массовый туризм, природный, религиозный. Там фантастические возможности. И я думаю, что уже нет проблем с гостиницами, с транспортом, с самолетом. С юга до севера или с севера до юга можно доехать без проблем.

И как мы говорили, реклама во Вьетнаме очень хорошо работает. Потому что они дают корректную информацию. Плюс хорошие цены, я бы сказал, очень хорошие цены. Там очень много китайских туристов, они соседи. Всегда большинство туристов приедет в страну из соседних стран. А для них соседняя страна - это Китай. Для России это тоже Китай, но это работает только для Восточной России. Хотя в прошлом году Россию посетили на 100% китайцев больше, чем годом ранее.

- В таком случае наша проблема в том, что страны, которые нас окружают, к сожалению, не богатые, люди не богатые, чтобы позволить себе туризм. И, во-вторых, мы все вышли из одной страны, и они не стремятся пока вспоминать наши общие достопримечательности

- Я думаю, что вы на очень хорошем пути. Я вижу последние 10 лет развития внутреннего и выездного туризма в России, и отмечаю, что всё становится лучше и лучше. Невозможно сделать все за один год, так не бывает. Цели хорошие и возможности безграничны, я думаю.

- Для туристов из-за рубежа, наверное, раньше была главная проблема это безопасность. Сейчас это изменилось?

- Нет, безопасность – это всегда проблема. У нас в этом году безопасность - приоритет, но, слава богу, я бы сказал, что в России этой проблемы нет. В других странах это есть, в России я не вижу этого. Это очень важно.

- Ну а чем сейчас привлечь зарубежного туриста к нам?

- Я думаю, что притягивает богатство России. История, культура. И я бы сказал, теперь и хорошие цены. Уж точно лучше, чем были 2 года назад.  

Я приехал самолетом из Бельгии в пятницу вечером вместе с испанскими туристами. Я гарантирую вам, они приехали не больше, чем на уикенд. Пятница, суббота, воскресенье и, может быть, в понедельник они уедут. Их интересует культура, кухня, природа, Москва, программа. И они знают, что это интересно и доступно.