Аналитика с петлей на шее

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура журнала «Эксперт»
30 мая 2016, 00:00

В российский прокат выходит фильм Джоди Фостер «Финансовый монстр». Его назначение – разоблачить лживость глобальных корпораций

COLUMBIA PICTURES
В фильме режиссера Джоди Фостер «Финансовый монстр» Джордж Клуни сыграл брокера и ведущего финансового телешоу Ли Гейтса

В фильме «Финансовый монстр» отчетливо слышится эхо акции пятилетней давности «Захвати Уолл-стрит». С учетом того, что сроки реализации кинопроектов могут быть сколь угодно долгими, допустимо предположить, что именно захват Уолл-стрит послужил поводом для запуска «Финансового монстра». Джордж Клуни, помимо исполнения главной роли в проекте, еще и один из продюсеров. И это лишний раз подчеркивает, что фильм помимо непременной развлекательной составляющей содержит в себе послание «городу и миру». Как актер Клуни может играть в каких угодно проектах, но продюсером и режиссером он становится лишь в тех, которые позволяют ему высказаться вслух о том, что его на самом деле волнует. Судя по фильмам «Доброй ночи и удачи», а также «Мартовским идам», Клуни относится к числу режиссеров, работающих в жанре, который принято обозначать «критический реализм». Под маской обольстительного красавца прячется социальный активист левых взглядов, не приемлющий фальшь законов, по которым живут современные политический и финансовый миры.

Сюжет фильма выстроен вокруг обвала акций крупной компании, из-за которого акционеры обеднели на сотни миллионов долларов. Но единственным, кто решается что-либо предпринять для восстановления справедливости, становится водитель автофургона, потерявший на падении акций шестьдесят тысяч долларов. Он проникает в телевизионную студию, откуда идет трансляция финансового шоу. Его ведущий незадолго до обвала уверял зрителей, что именно с этой компанией ничего подобного произойти не может. Разорившийся миноритарный акционер берет телезвезду в заложники. Но его истинная цель — глава финансовой корпорации, которому он жаждет задать волнующие его вопросы. Начиная с этого момента действие начинает провисать. Сюжетные неувязки и непроработанность киносценария бросаются в глаза. Террорист-миноритарий не только легко проникает в телевизионную студию, но и достигает почти всех своих целей, пусть даже ценой собственной жизни. Беспомощность нью-йоркской полиции по отношению к террористу-одиночке вызывающе неправдоподобна.

Но это еще раз заставляет предположить, что для создателей «Финансового монстра» было не столь важно показать работу полиции в экстремальных ситуациях, сколько сфокусироваться на механизме, который скрыт внутри глобальной финансовой машины. По мнению авторов фильма, в этом механизме чересчур много изъянов, которые в итоге дают возможность манипулировать им в свою пользу тем, кто имеет доступ к рычагам управления. Прозрачность финансовых рынков очень условна. Гонимые жаждой оторваться от социального дна, обыватели бросаются в финансовый океан в надежде его переплыть - и оказываются среди безжалостных акул, для которых понятия «добро» и «зло» относительны. Ведущий телевизионного шоу, пытающийся создать видимость объективности и независимости, оказывается всего лишь частью этой системы. Клуни создает почти карикатурный образ. Его герой — шоумен, заботящийся об одном: чтобы зрители не отрывали взгляд от экрана — все прочее почти не имеет значения.

Водитель автофургона, захватив в заложники телеведущего, настаивает на том, чтобы трансляция продолжалась. И здесь авторы фильма, скорее, встают на сторону террориста. К реализации его преступного замысла подключаются все герои фильма, словно призывая зрителя начать ему сопереживать, - а других вариантов и нет. Мы считываем уже ставшую традиционной голливудскую формулу объяснения всех неурядиц в окружающем мире: есть люди, которые недобросовестно пользуются приводящими его в движение механизмами. Но если им целенаправленно противодействовать, то рано или поздно они выставят себя на посмешище и получат невосполнимый репетиционный ущерб — это метод был описан Стивеном Кингом в романе «Мертвая зона», где жаждущий справедливости одиночка, знающий истину благодаря своим паранормальным способностям, совершает покушение на лживого политикана, рвущегося к власти. Медиа же цинично за всем этим наблюдают. Конечно, они «просто делают свою работу». Вот только работа эта в какой-то момент начинает отдавать трупным запахом.