О новом уровне возражений

Разное
Москва, 06.06.2016
«Эксперт» №23 (990)

Фото: Эксперт

Недовольство состоянием дел в отечественной школе исподволь вышло на новый уровень. Неприятие как сути нескончаемой школьной реформы, так и способов её продавливания, недовольство как уровнем подготовки выпускников, так и динамикой этого уровня, и прежде всего, конечно, недовольство единым государственным экзаменом (ЕГЭ) все последние годы были массовыми. Но в поле зрения широкой общественности это недовольство попадало (или, возможно, допускалось) не чаще двух раз в год: после самих школьных экзаменов — и по окончании приёма в вузы. И Минобру удавалось без особого труда отмахиваться от таких сезонных всплесков — тем более что изрядная часть критики трёхбуквенной чумы и вправду бывала скорее страстной, чем внятной и конструктивной. Теперь не так. Во-первых, протест стал круглогодичным. Да, последний законопроект против ЕГЭ поступил в Госдуму только что, то есть «в сезон»; но вот предпоследний поступил в марте 2015 года (отвергнут в ноябре); с начала мая в Татарстане собрано несколько тысяч подписей под петицией к президенту республики: сделать Татарстан «пилотным регионом по отмене ЕГЭ»; сходные движения разворачиваются и в других регионах страны. Во-вторых — и это несравненно важнее — протест стал взвешенным и конструктивным.

Понятно, что не сам «стал» — люди сделали. Как известно, единый экзамен вводился сначала в нескольких субъектах федерации «в порядке эксперимента». Итогов эксперимента Минобр не подводил и даже не притворялся, что подводит: эксперимент просто объявили успешным, после чего новшество накрыло уже всю страну. Да и потом серьёзного анализа результатов и последствий нововведения реформаторы не делали и делать не собираются; но, по счастью, есть пока и нечиновные специалисты. Им, правда, никогда не была доступна полная информация по ЕГЭ (она ведь жутко секретная!), но и по неполным данным многое про эту институцию удалось общими усилиями понять и доказать. И теперь кроме непрекращающихся разговоров о том, что этот самый ЕГЭ есть сознательное разрушение системы образования и ключевой элемент плана дебилизации населения России и т. п. (на каковые разговоры никто, понятно, и бровью не ведёт), оппоненты Минобра могут выдвинуть — и выдвигают — внятные и доказательные тезисы, ответить на которые столь же внятно начальникам образования попросту нечем.

Повторю вкратце некоторые из них. ЕГЭ не объединил выпускные экзамены со вступительными, а упразднил их. Выпускными и по сути, и по закону можно считать лишь обязательные испытания: по русскому языку и по математике. В них аттестационная планка чрезвычайно низка и продолжает — под давлением очевидных социально-политических причин — понижаться; в результате сдать оба обязательных экзамена, то есть получить аттестат о среднем образовании, может сегодня любой толковый пятиклассник. Школа как самостоятельный субъект перестала существовать; в ней стало можно безнаказанно не учить и не учиться — что и происходит во всё более широких масштабах. Далее. Минобр добился, что оценка его деятельности пр

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (990) 6 июня 2016
    Прививка сувернитета
    Содержание:
    Спасибо господину Обаме

    Западные санкции в отношении России привели к эффектам, обратным ожидаемым. Наша экономика проявила чудеса адаптации и ответила на санкции активным импортозамещением в финансовом секторе, агропромышленном и оборонном комплексе. Санкции выявили ряд уязвимых зон в высокотехнологичных отраслях, требующих активной промышленной политики по преодолению нашего отставания

    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама