Доросли до банков

Варвара Фокеева
22 августа 2016, 00:00

Сектор финансовых технологий переживает не лучшие времена: скоро станет ясно, превратятся ли онлайн-кредиторы в банки или смогут выжить, трансформировав свой бизнес

SoFi (Socal Finance Inc.), крупный американский сервис по небанковскому кредитованию со слоганом don’t bank, с момента своего появления был основан на идее «мира без банков». Казалось очевидным, что устаревшая банковская бюрократия неизбежно уступит место новым передовым технологиям. Если интернет-пользователи могут арендовать житье на Airbnb или Booking.com, а автомобили на Rentalcars.com, заказывать транспорт в GetTaxi и покупать различные товары и услуги на Amazon или Netflix, то скорость и удобство онлайн-покупок неизбежно распространятся и на сферу кредитования. По прогнозам Morgan Stanley, онлайн-кредитование к 2020 году будет покрывать более 10% займов малого бизнеса и необеспеченных потребительских кредитов, что ровно в десять раз больше, чем в 2014-м. И это не удивительно: 63% людей от 18 до 29 лет — поколение миллениалов — не пользуются кредитной картой.

Однако сейчас SoFi столкнулась с неожиданным экономическим спадом в сфере финансовых технологий. Чтобы развивать новые услуги, компании, похоже, придется пойти по традиционному пути: получить банковскую лицензию. Идея упрощения доступа к финансовым услугам и дешевых займов без посредников отлично работала в определенных нишах, но как только онлайн-кредиторы стали выходить из этих ниш в мир массового кредитования, они столкнулись с теми же вопросами, что и обычные банки: как контролировать риски и где брать фондирование. И это наглядно демонстрирует история SoFi.

Элитный клуб

SoFi основали в 2011 году четыре выпускника Стэнфордской высшей школы бизнеса. Первоначальные инвестиции составили около 2 млн долларов. Позднее к пилотному проекту Стэнфорда присоединились выпускники еще четырех бизнес-школ.

SoFi представляет собой онлайн-кредитора. Средства в бизнес самой SoFi в попытке заработать на займах вкладывают и физлица, и институциональные инвесторы, в основном венчурные фонды: Institutional Venture Partners, Willington Management, Third Point Ventures, Thomvest Ventures, Wicklow Capital, Discovery Capital Management, RPM Ventures, DCM Ventures, Renren, Innovation Endeavors, Baseline Ventures, SoftBank Group. Благодаря инвестициям SoftBank Group, ведущей японской телекоммуникационной и медийной корпорации, которая в сентябре 2015 года вложила в компанию 1 млрд долларов, SoFi сейчас оценивается примерно в 4 млрд долларов.

По похожему принципу работают британская Zopa и американская Kiva (подробнее см. «Не заработать, а помочь», «Эксперт» № 17 за 2016 год). Однако SoFi с самого начала удалось четко обозначить свою аудиторию: она поставила своей целью помочь студентам и недавним выпускникам университетов (прежде всего элитарных) задействовать социальные сети для финансирования образования или перекредитования федеральных и банковских займов. Для пула клиентов SoFi есть устойчивое понятие HENRYs: high earners, not rich yet — профессионалы с высоким уровнем дохода, но пока не разбогатевшие. Заемщики обращаются к SoFi благодаря низким процентным ставкам, при этом редко задерживают выплаты, поскольку в ближайшей перспективе их ожидают карьерный успех и рост дохода. SoFi может похвастать одними из самых низких процентных ставок по студенческим кредитам — от 1,09 до 5,23% годовых. Для сравнения: средняя процентная ставка по федеральному студенческому займу колеблется от 4,29 до 6,84%.

Наиболее выгодный вариант займа SoFi предлагает в случае, если заемщик выбирает автоматизированную форму выплаты и привязывает свой банковский счет для погашения кредита.

Заем может составлять до 100 тыс. долларов, это значительно больше, чем у остальных онлайн-кредиторов. Заемщики подают заявку онлайн и обычно получают ответ через несколько минут, а деньги — в течение нескольких дней.

Майк Кэгни, основатель и CEO SoFi, называет эту модель финансированием «от группы к группе» — людей, получающих образование, кредитуют люди, это образование уже получившие. «Чем плотнее социальная ткань, тем ниже риски невозвратов», — говорит Кэгни, ведь выпускники напрямую заинтересованы в том, чтобы следующие поколения студентов были успешны, а значит, охотнее будут делиться со студентами опытом, поддерживать их в карьере. Процент невозврата кредитов минимален: по данным Moody’s Investors Service, только 22 человека из 73 тыс. заемщиков студенческих кредитов SoFi не выполнили обязательств по погашению кредита, причем пятеро из них умерли.

Около 600 сотрудников SoFi занимаются рассмотрением заявок, а также организацией дополнительных опций для своих клиентов: им предлагаются коктейльные вечеринки, прыжки с парашютом, свидания заемщиков, краудфандинговые кампании для предпринимателей, разрабатываются приложения для знакомств. Кроме того, есть дополнительный сервис по повышению карьерных шансов — личное консультирование и формирование рекомендаций по достижению профессиональных целей. В случае потери работы SoFi приостанавливает обязательства по возврату кредита (хотя проценты по-прежнему начисляются) и оказывает помощь в поиске нового места работы.

К настоящему времени через SoFi выдано займов на 10 млрд долларов, что превращает компанию в одного из крупнейших небанковских кредиторов в США.

Два года назад SoFi расширила спектр финансовых услуг — теперь они предлагаются не только студентам престижных вузов, но и всем прочим. Сильнее всего стали расти персональные кредиты — небольшие займы для погашения долгов по кредитным картам и на бытовые нужды. Через SoFi можно взять и ипотечный кредит.

При этом в плане отбора заемщиков компания отошла от стандартной модели: в начале 2016 года SoFi перестала для всех свои продуктов использовать FICO, рейтинг кредитоспособности потенциального заемщика. FICO — неизбежная часть оценки страхового риска и платежеспособности клиента в США. SoFi считает, что значение этого рейтинга переоценено, особенно для молодых людей, и предпочитает в оценке кредитоспособности анализировать не только хорошую историю кредитных выплат, но и потенциал будущих доходов заемщика и сферу его занятости. Точно такой же подход компания использует и для оценки личных кредитов, давая деньги людям с убедительной историей выплат и с достаточным количеством свободных денег для покрытия кредита и расходов на жизнь.

 41-01.jpg

Мир без банков зашатался

Еще год назад Майк Кэгни рассуждал о том, что традиционная финансовая индустрия — вторая по значимости растрата человеческого капитала помимо Налоговой службы США, что банки переполнены людьми, которым существенно переплачивают и которые приносят очень мало пользы обществу. Сейчас, однако, SoFi пришлось иначе взглянуть на банковский статус и более традиционные схемы.

Дело в том, что основная проблема активно растущего бизнеса SoFi — поиск и привлечение фондирования. Выдавать 1 млрд долларов в месяц частные инвесторы просто неспособны, именно поэтому SoFi нужны инвесторы институциональные. Когда компания начала расти, руководство думало о приобретении небольшого банка, который позвонил бы расширить палитру услуг, финансируя их благодаря депозитам. Однако тогда было принято решение полагаться на инвесторов, а не на депозиты. В 2012 году по предварительной договоренности SoFi рассчитывала получить 100 млн долларов инвестиций от SoftBank и с расчетом на это финансирование предварительно одобрила выдачу кредитов — однако незадолго до заключения сделки условия SoftBank изменились, объем инвестиций сократился в десять раз. Компания была на грани катастрофы, руководству угрожало уголовное преследование, если бы финансирование кредитов не состоялось, и Майк Кэгни уже готовился объявить компанию банкротом, но пришло спасение в виде 75 млн долларов, очень вовремя инвестированных рядом венчурных компаний.

Теперь же, ступив на путь массового кредитования, SoFi была просто вынуждена сделать следующий шаг — предложить депозитные счета, кредитные и дебетовые карты. А это, в свою очередь, подвело компанию к той границе, где принимается решение о банковской лицензии.

Сделать это придется еще и потому, что в 2016 году наблюдается неожиданный упадок всего сектора финансовых технологий: рост кредитования замедлился, нарастает обеспокоенность из-за невозврата потребительских кредитов, меняются предпочтения у инвесторов.

SoFi не раскрывает финансовые результаты, однако известно, что в первом квартале 2016 года общий объем кредитования составил 1,85 млрд долларов вместо планируемых 2,4 млрд. И это при том, что SoFi держится лучше конкурентов: по данным Hartford Fund, стоимость ее акций сохранились на уровне октября, тогда как у конкурентов, Lending Club, упала на 44% (речь идет о внебиржевых торгах), а крупнейшие онлайн-кредиторы уже начали сокращать рабочие места: так, Avant и Prosper уволили более 25% сотрудников.

По данным Dow Jones VentureSource, венчурные инвестиции в стартапы по кредитованию уменьшились по сравнению с прошлым годом почти вдвое. Свою роль сыграло множество маленьких и не слишком надежных фирм, предлагающих онлайн-кредитование.

Ожидается, что американские регуляторы могут ужесточить правила и для таких компаний как SoFi, в том время как традиционные банки тоже не стоят на месте, улучшая качество онлайн-услуг и скорость их выполнения.

Ужесточение государственного регулирования может отделить зерна от плевел, и дополнительная регуляторная нагрузка, невзирая на большую волокиту и бюрократию, привнесет больше стабильности — пока же привлекать венчурное финансирование SoFi становится все сложнее. Компания уже начала двигаться в этом направлении: бывший гендиректор Deutsche Bank Аншу Джейн собирается войти в состав совета директоров SoFi. Но и банковскую лицензию получить будет непросто: организации, претендующие на банковскую лицензию в США, обязаны получить одобрение Федеральной корпорации по страхованию депозитов — Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC). C ее точки зрения, SoFi развивается слишком стремительно. Как сказал Майк Кэгни, «это та траектория роста, которую FDIC традиционно воспринимает настороженно». Само агентство это заявление комментировать отказалось. Вряд ли понравятся FDIС и сервисы знакомств и другие небанковские бизнесы SoFi. Есть и вариант частичного превращения в банк: по данным Wall Street Journal, компания ведет переговоры с другими федеральными регулировщиками и со штатом Юта о получении банковской лицензии, которая позволила бы SoFi открывать застрахованные депозитные счета и кредитные карты.

В США банковское регулирование предполагает возможность получить лицензию одного из штатов США и действовать в рамках его юрисдикции. Исторически так сложилось, что в Юте особенно благоприятное регуляторное законодательство, здесь расположено подавляющее большинство так называемых промышленных банков. Промышленные банки имеют право выдавать все виды потребительских и коммерческих кредитов и принимать федерально застрахованные вклады, не называясь при этом банком. Во многих отношениях деятельность и полномочия промышленных банков не так ограничены, как у коммерческих.

Основные конкуренты SoFi — Lending Club и Proster — уже сотрудничают с WebBank, промышленным банком с лицензией в штате Юта, и выдача займов осуществляются через него. Обращение к третьей стороне позволяет онлайн-кредиторам выступать скорее в роли технологического посредника, а не финансовой компании.

Сотрудничество с финансовой компанией, которая предоставляла и обеспечивала бы возможность сопровождения сделок, в том числе техническое обеспечение, в то время как SoFi управляла бы работой с аудиторией и клиентами, выглядит весьма реалистично. В качестве примера такого сотрудничества Кэгни назвал Serve, объединяющую систему онлайн-платежей и предоплаченную банковскую карту, предлагаемую American Express. Превращение в традиционный банк — последнее, чего хочется SoFi. Ведь у классического банковского кредитования все же есть существенные минусы: оно не может ориентировать свои услуги так же избирательно, как онлайн-кредиторы — в последнее время Бюро по финансовой защите потребителей США ужесточает требования к банкам, расширяя возможности заемщиков.