Время перелома

Панорама страхования
Москва, 10.10.2016
«Эксперт» №41 (1003)
Основными драйверами российского рынка страхования остаются страхование жизни и ОСАГО. При этом ОСАГО растет за счет повышения тарифов и при сокращающемся спросе, а страхование жизни — за счет комплексных инвестиционных продуктов, предлагаемых банками

Ситуация в российском страховании выглядит весьма неоднозначно. Показатели за 2016 год показывают общий рост рынка, но при ближайшем рассмотрении этот рост выглядит скорее ситуативным. По данным Банка России, объем собранных премий (включая страхование жизни) во втором квартале 2016 года составил 289,2 млрд рублей. Темпы прироста взносов составили 15%, это выше и значения предыдущего квартала (12,8%), и показателя за аналогичный период прошлого года (3,1%). Рост этот обеспечен отдельными видами страхования, к тому же он поддерживался либо временными факторами, исчерпавшими свой потенциал, либо факторами, напрямую не относящимися к страхованию. Другие же важные для всей отрасли сегменты находятся в упадке.

«Анализируя текущую ситуацию на рынке страхования, можно охарактеризовать ее так: есть сегменты, демонстрирующие беспрецедентный рост, но есть и важнейшие направления отрасли, находящиеся в критическом состоянии», — говорит директор центра стратегического анализа рынка компании «Согласие» Андрей Бондаренко.

 

Рост на фоне концентрации

Во втором квартале страховых организаций стало на 25 меньше (в первом квартале на 23), так что, по данным на июль, в стране действовало 425 организаций (помимо страховых компаний к ним относятся брокеры и общества взаимного страхования). Мы снова видим повышение концентрации рынка: доля топ-20 по собранным за второй квартал 2016 года премиям составила 79,3% (77,1% во втором квартале прошлого года), доля топ-20 по активам закрепилась на уровне 71% (66,8% годом ранее). Концентрация страхового рынка объясняется не только кризисными явлениями в экономике, но и тем, что Банк России очищает рынок от недобросовестных участников.

Руководитель управления по связям с общественностью компании СОГАЗ Екатерина Двойникова также отмечает, что в большинстве случаев с рынка уходят небольшие компании, многие из которых не вели активной работы, так что их отсутствие практически незаметно.

На повышение концентрации рынка обращает внимание и заместитель генерального директора и главный андеррайтер САК «Энергогарант» Антон Легчилин. «Если рассматривать конкретные виды страхования, то ситуация выглядит намного жестче, — говорит он. — По ДМС первые десять компаний — это 81 процент рынка (год назад было 74 процента), первые двадцать компаний — 91 процент рынка (год назад было 88). По автокаско первые десять компаний — это 83 процента рынка (год назад было 63), первые двадцать компаний — 92 процента рынка (год назад было 73)». Представитель «Энергогаранта» также отмечает, что все большую долю рынка получают и все большую активность проявляют кэптивные и банковские страховщики, которые вытесняют рыночных игроков в менее рентабельные сегменты ритейла (в основном в убыточное региональное ОСАГО, где продолжается жесткий кризис). «Продолжающееся падение платежеспособного спроса населения на страховые услуги, активизация страхового мошенничества среди физических и юридических лиц, дальнейшее усложнение и увеличение отчетности в различные органы

Новости партнеров

«Эксперт»
№41 (1003) 10 октября 2016
Сборная России по актерскому мастерству
Содержание:
Главная новость
Экономика и финансы
Наука и технологии
Потребление
Панорама страхования
Реклама