Пирамида водного рынка

Русский бизнес
Москва, 10.04.2017
«Эксперт» №15 (1025)
На рынке безалкогольных напитков производство воды становится одним из наиболее перспективных и легких для входа бизнесов. Производители наращивают производство, активно работая над качеством и дистрибуцией. Следующий этап развития отрасли — консолидация

ТАСС

«Питьевая вода — это своего рода жидкое золото. Рынок очень простой для входа. Находишь скважину, разливаешь по бутылкам и продаешь. Сама вода почти бесплатная, главное — заплатить за упаковку и доставку до потребителя» — так говорят о своем рынке многие производители питьевой и минеральной воды.

На фоне других безалкогольных напитков категория воды выглядит гигантом: по данным компании Nielsen, ежегодно производители разливают более 5 млрд литров, занимая на рынке безалкогольных напитков 43% в натуральном выражении. Даже в кризис продажи питьевой и минеральной воды росли примерно на 3% ежегодно. Исключением стал лишь 2015 год, когда продажи воды упали на 0,8%. Однако по итогам прошлого года рынок снова поднялся на 4%, в то время как, например, категория газированных напитков, включающая в себя различные лимонады и напитки типа колы (27% рынка в натуральном выражении), демонстрировала снижение продаж (–4%).

Причины стабильного роста рынка питьевой и минеральной воды эксперты связывают с растущим спросом на воду, активностью торговых сетей по созданию собственных марок (СТМ; на Западе до 30% воды продается под СТМ розничных сетей) и доступными ценами. «В 2016 году цены на водную категорию выросли на 1,6 процента, в то время как год назад они поднялись на 7,4 процента. В свою очередь соки и холодный чай продолжают расти в цене, и это снижает их привлекательность для российских покупателей — они все больше привыкают отказывать себе в категориях не первой необходимости. Набирает также популярность тренд здорового образа жизни», — комментирует директор по работе с глобальными компаниями «Nielsen Россия» Марина Лапенкова.

Российский бизнес по производству воды остается очень неконсолидированным. По данным Союза производителей бутилированных вод, на рынке сейчас работает более 3500 компаний (2000 — производители, 1500 — дистрибуторы). При этом доля крупных транснациональных компаний вроде Coca-Cola (ТМ «Бон Аква») и PepsiCо (ТМ «Аква Минерале»), для которых водный бизнес не основной, в натуральном выражении составляет в общем объеме производства всего 5%. А вот в розничных продажах их позиции сильны, так как вместе они занимают около трети рынка.

Отечественные же производители реализуют свою продукцию не только через розницу, но и самостоятельно, развивая сегмент HOD (доставка в офисы и домохозяйства). Крупнейшие операторы по версии Nielsen — «Меркурий» (Карачаево-Черкесия), «Шишкин лес» (Москва), «Карачинский источник» (Новосибирск). Любопытно, что в каждом регионе есть свои локальные лидеры, известные только на своей территории. Компании, которые занимают едва ли не монопольное положение на местном рынке, есть в Калининграде, в Казани и других городах.

Впрочем, недавно на рынке бутилированной воды начались слияния и поглощения. Так, компания IDS Borjomi Russia приобрела крупнейшего сибирского производителя («Чистая вода»). Borjomi Russia, прежде работавшая в центральной части России, теперь намерена развивать дистрибуцию в других регионах — в Сибири

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (1025) 10 апреля 2017
    Пришествие финтеха
    Содержание:
    Брызги терроризма

    Риски террористической угрозы возрастают и для России, и для других стран. Без комплексного подхода к борьбе на межгосударственном уровне смертельные метастазы террора выжгут мировой организм

    Экономика и финансы
    Экономика и финансы
    Реклама