«Мы смотрим на сеть, на кровеносную систему»
О внедрении Smart Grid в России «Эксперт» поговорил с генеральным директором компании «Разумные электрические сети» Алексеем Чалым

Алексей Чалый — российский предприниматель, инженер и ученый. Идеолог и строитель умных сетей в России рассказал «Эксперту» о пилотных проектах, о первом опыте внедрения Smart Grid и о перспективах технологий.
— Вы согласны, что мы неминуемо придем в итоге к цифровой сети и цифровой инфраструктуре?
— Надо честно признаться, что в отличие от времен Советского Союза, когда у нас практически по любому технологическому направлению была конкурентоспособная технология, сегодня это совсем не так. Поэтому нам надо выбрать приоритеты и в это вложиться. В современной экономике претендовать на то, чтобы быть конкурентоспособными во всем, невозможно. Но что-то должны предъявить миру, кроме нефти и газа.
Поиском таких технологий занимается Национальная технологическая инициатива, главная цель которой на горизонте десяти-пятнадцати лет — создание конкурентоспособных в мировом плане национальных компаний по перспективным направлениям. Для этого необходимо сконцентрироваться на технологиях, которые заиграют через десять-двенадцать лет. При этом такая технология должна быть достаточно масштабной с потенциальным рынком больше ста миллиардов долларов. Этой технологии не должно существовать сегодня, на нее не должно быть сформировавшихся стандартов, и так далее.
Одна из таких технологий — EnergyNet, что перекликается с тем, что называется Smart Grid.
— Кажется, у нас пока больше говорят об этих технологиях, тогда как за границей уже делают…
— Если откровенно говорить, за рубежом тоже не много делают, но тратят много денег. Тот же Smart Grid — это инициатива больших электротехнических компаний, которые сумели ее затащить на очень высокий уровень и «стричь» очень большие деньги из бюджетов своих стран, чтобы вкладываться в эту самую новую энергетику. Но пока у них экономически не срастается.
Возможности в сетях
— Что вообще такое этот Smart Grid?
— У термина нет формального определения. Обычно под Smart Grid понимают несколько разных компонентов, таких как автоматизированные сети и информационный обмен между различными субъектами рынка распределенной генерации. Сюда вплетается понятие «возобновляемые источники электроэнергии» — солнце и ветер. Причем управление всей этой системой должно производиться на основании экономических подходов.
— Где-нибудь это комплексно реализовано?
— Сегодня в ряде стран, например в тех же США или Австралии, при изменении стоимости электроэнергии потребители — они же производители — сами решают, что им сейчас выгоднее: потреблять или, наоборот, производить электричество. Но такое возможно лишь в странах, где очень высока стоимость электроэнергии: в Австралии, Германии или Дании. Но если посчитать без стимулов, просто экономически вся эта система с учетом ВИЭ не окупаема, особенно в нашей не слишком солнечной стране.
№30-33 (1039)
24 июля 2017 - 20 августа 2017 В номере: Тема недели Цифровая экономика- Деды промышленности выбирают digital
- Новая эра биткойна
- Страшный сон Илона Маска
- Цифра, на взлет!
- Техника против цифры
- Цифровые технологии для социальных услуг существуют, остается грамотно их внедрить
- Технология на вырост
- «Мы смотрим на сеть, на кровеносную систему»
- Банкомат для топлива
- «Мы будем работать с миллионом генераторов»
- Нужно к врачу? Включи компьютер
- Нужно научиться принимать решения на основании цифр
- Цифровой муниципалитет
- Финтех-иллюзии
- Пришествие всеобщего алгоритма
- Не заработать, а помочь
- Сам себе капиталист
- Когда умрет Uber
- Лучше быть программистом, чем инвестором