Государство ввязалось в ипотеку

Отсутствие денег на инфраструктуру в бюджете заставляет привлекать частный капитал, но инвесторам нужны гарантии возврата вложений. Решением может стать специальный фонд, который масштабирует механизм инфраструктурной ипотеки

ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Минфину, который последовательно выступает против создания специального фонда для инфраструктурной ипотеки, судя по всему, придется сложить оружие. На стороне Минэкономразвития, автора этой идеи, и президент с премьером, и добрая часть кабинета министров, и компании, уже работающие с инфраструктурой, да и, наконец, насущная необходимость очевидна. Несмотря на то что уже десяток лет в стране существует механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), темпы строительства и обновления дорог, аэропортов, не говоря уже о ЖКХ и другой инфраструктуре, крайне недостаточны.

Так, только для приведения в порядок транспортной инфраструктуры до 2025 года потребуется вложить порядка 10–15 трлн рублей — такие цифры привел министр транспорта РФ Максим Соколов на Российском инвестиционном форуме. В свою очередь глава РЖД Олег Белозеров считает, что столько потребуется на одни лишь железные дороги (привлекать дополнительные средства Белозеров предлагает как раз через инфраструктурную ипотеку).

МЭР оценивает разрыв в необходимых и реальных инвестициях в инфраструктуру в 1,6% ВВП только в 2019 году (запланированные вложения составят 3,2 трлн рублей при потребности в 4,8 трлн). Понятно, что профинансировать все это из бюджета невозможно. Но и с частными вложениями ситуация далеко не радужная. К тому же, полностью отдав возведение крупных объектов на откуп частникам, мы, во-первых, рискуем оказаться без необходимых объектов там, где их окупаемость под вопросом (социальная сфера, транспортная инфраструктура в небольших населенных пунктах и бедных регионах и т. д.), а во-вторых, утрачиваем контроль над развитием инфраструктуры. Строить ее будут исходя из сиюминутных интересов, в лучшем случае исходя из соображений быстрой окупаемости, но государству нужен комплексный подход к развитию страны. Выходом и может стать механизм инфраструктурной ипотеки, запущенный на федеральном уровне.

Занять на дорогу

Аналог инфраструктурной ипотеки есть и в США, где используется система, подобная нашим ГЧП, и «облигации частной деятельности» (private activity bonds). Эти облигации выпускают муниципалитеты с большими налоговыми преференциями для финансирования крупных проектов совместно с частными инвесторами. У нас, при наличии концессий и ГЧП, облигационный рынок так и не заработал, а регионы в вопросах привлечения денег крайне ограничены благодаря бюджетной политике и Минфину.

«Фокус инфраструктурного развития все больше смещается в регионы и муниципалитеты, — сказал “Эксперту” Денис Анисимов, заместитель генерального директора по финансовому развитию и управлению инвестиционными проектами ДСК “Автобан”. — Именно там основные проблемы с транспортной, социальной, жилищно-коммунальной и другой инфраструктурой, и именно там не хватает денег. Поэтому сейчас ГЧП становится так популярно — оно позволяет привлекать внебюджетные инвестиции на решение самых актуальных задач. Однако применение инструментов ГЧП на уровне регионов и муниципалитетов затруднено, что обусловлено слабостью бюджетов,

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (1065) 26 февраля 2018
    Не прощаемся
    Содержание:
    «Магнит»: жизнь после Галицкого

    Сергей Галицкий, основатель розничной сети «Магнит», продал принадлежащие ему 29,1% акций компании банку ВТБ за 138 млрд рублей. Но, возможно, очень скоро мы увидим его в качестве активного участника грандиозного проекта нового собственника, нацеленного на создание торгового формата будущего

    Главная новость
    Международный бизнес
    Реклама