Под РЖД закачалась монополия

Повестка дня
Москва, 09.04.2018
«Эксперт» №15 (1071)

ТАСС

Более конкурентной может стать модель работы железнодорожного пассажирского транспорта. Правительство внесло в Госдуму соответствующий законопроект. По мнению авторов документа, демонополизация сектора приведет к рыночному формированию цен, снизит нагрузку на бюджет и повысит эффективность перевозок.

Если законопроект будет принят, государство станет заключать организационный договор с перевозчиком на срок не менее пятнадцати лет и компенсировать ему потери в доходах. Это позволит перевозчикам формировать долгосрочные инвестиционные программы приобретения, эксплуатации и обслуживания пассажирских поездов. Договор включает в себя маршруты, дату начала и окончания перевозок, плановые объемы, требования к качеству обслуживания, тарифы, льготы, стоимость организационного договора, расчетный уровень доходов, условия выплаты субсидий.

Сейчас на российском рынке железнодорожных пассажирских перевозок уже присутствуют частные операторы, но их совокупная доля не превышает 2%. Основная часть перевозок приходится на дочернюю структуру РЖД — Федеральную пассажирскую компанию и ее региональные подразделения.  

Железные дороги имеют для нашей страны большое значение. По итогам 2017 года в России было перевезено железнодорожным транспортом 1,118 млрд человек, в том числе 102,3 млн — поездами дальнего следования. Однако пассажирские перевозки, особенно пригородные, остаются убыточными. Например, на 2017 год Минфин закладывал в бюджет 31 млрд рублей на компенсацию потерь пригородных перевозчиков, на этот год заложено 30,6 млрд.

Каким образом частные перевозчики смогут предложить более выгодные условия и уйти от практики государственного субсидирования, не вполне понятно. Для входа на рынок потребуются серьезные инвестиции, которые нужно будет «отбивать». Ведь стоимость новой электрички достигает 300 млн рублей, а у укомплектованного поезда дальнего следования она еще выше.

В мировой практике даже при господстве частников пассажирское сообщение на железных дорогах субсидируется. Так, субсидиями пользуются американская корпорация Amtrak и канадская Via Rail. В Мексике же оно вообще отмирает: здесь после приватизации железнодорожного транспорта пассажирооборот железных дорог в 1995–2000 годах упал в 26 раз. Частные операторы играют существенную роль в пригородных перевозках Европы. В Германии почти четверть рынка приходится на независимых игроков, не связанных с Deutsche Bahn. При этом в той же Германии средства от продажи билетов покрывают лишь 25–45% затрат этих компаний, прочее приходится на госсубсидии.

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (1071) 9 апреля 2018
    Инвестируй в marketplace
    Содержание:
    Хватит жрать!

    Группа «Сумма» вгоняла зависимые предприятия в долги, вешая на них кредиты, взятые для их же покупки, не выполняла взятых на себя обязательств и, как утверждают правоохранители, похищала бюджетные средства. Судя по всему, власть больше не намерена терпеть столь хищническое поведение отечественного бизнеса

    Финансовые интернет-технологии
    Экономика и финансы
    Реклама