Не прошли испытания пространством

Тема недели
Москва, 03.09.2018
«Эксперт» №36 (1087)

Проекты двух важнейших документов, представленных Минэкономразвития, оказались в фокусе общественного и профессионального обсуждения на минувшей неделе. Стратегия пространственного развития России и, по высокому замыслу, опирающийся на нее комплексный план модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры должны сформировать идеологию и векторы развития и обустройства нашей обширной страны на годы и десятилетия вперед.

Замах был на рубль, удар — на копейку. Документы получились эклектичными, выхолощенными по содержанию и едва ли не вредными. Лучшее, что с ними может случиться, — они очутятся на полке в архиве. А пространственная жизнь России и развитие ее инфраструктуры пойдут своим путем. Увы, без внятного целеполагания и без системной проработки и взаимной увязки друг с другом. Привычным путем проб и ошибок, стихийного, кризисного разрешения доведенных до крайностей противоречий.

История знает примеры стихийного развития инфраструктуры. Самый масштабный и яркий из них — железнодорожный бум в США, когда за пятьдесят лет после Гражданской войны протяженность сети железнодорожных магистралей Америки увеличилась почти в восемь раз, до 160 тысяч километров. Без всякого плана и увязки друг с другом частные компании строили дороги на свой страх и риск, на свои деньги (правда, с существенными субсидиями государства и получая землю под дорогами в собственность). Многие построенные тогда маршруты были спрямлены или даже впоследствии ликвидированы, но фундамент связности страны остался.

Однако у нас инфраструктура будет строиться в основном на бюджетные и квазибюджетные (средства госкомпаний) деньги. Именно поэтому любая неоптимальность в проработке инфраструктурного развития ударит прежде всего по нашему же карману.

Совершенно очевидно также, что малейшие трудности в реализации инфраструктурной программы станут неизбежным поводом для политических обвинений в несостоятельности только-только активизировавшегося дирижистского вектора в экономическом курсе нового кабинета. «А мы ведь предупреждали, качество проектов скверное, качество исполнителей — того хуже, что не разворуют, то точно закопают в котлованы без всякой отдачи. Лучше бы эти деньги пошли в резервы», — уже слышим мы злорадные реплики сторонников «безопасных финансов».

При этом надо понимать, что это не академический спор. На кону стоит вопрос, сможем ли мы в ближайшие годы сойти с нынешней стагнационной траектории экономического, а значит, и социального неразвития и перейти на новую орбиту более быстрого и разностороннего движения — целеположенного в майском указе президента и чаемого жителями страны. И это не просто проценты среднегодового роста ВВП. За этими цифрами — счастье наших детей и внуков, конкурентные позиции России в мире по отношению к нашим партнерам (в кавычках и без).

На организованных Общественной палатой слушаниях, посвященных анализу стратегии пространственного развития, звучали имена наших выдающихся соотечественников, глубоко размышлявших над формами орган

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (1087) 3 сентября 2018
    Экспорт в Китай
    Содержание:
    Дороги ради дорог

    Стратегические документы по развитию инфраструктуры, на которые собирается опираться правительство, пока не увязаны со стратегией промышленного развития страны, которой нет. В такой ситуации вместо развитой инфраструктуры мы можем получить чрезмерно дорогие и никому, кроме лоббистов, не нужные мегастройки

    Экономика и финансы
    Реклама