Выжженная земля

Тема недели
Москва, 10.12.2018
Муниципалитеты подобрались к пределу экономии. Дальше — только повышать налоговые доходы. но сделать это невозможно, пока все основные налоги от среднего и крупного бизнеса будут забирать центр и регион

ТАСС

«Любой человек может тебя ткнуть в любой бордюр, дорогу, сквер, в неблагоустройство, а ты ему объясняешь, что бюджет пустой и не хватает денег. На что получаешь возражение: “Что значит — нет денег? Ишите!”» — горячится глава администрации города Суздаля Сергей Сахаров.

Тема бедности муниципалитетов и регионов неумолимо набирает обороты, хотя в общероссийском информационном поле пока видны лишь отдельные всплески. В целом по цифрам картина вроде вполне благополучная: дефицит и долг у муниципалитетов крайне невелики, доходы и расходы растут более или менее синхронно (см. графики 1 и 2). Однако то тут, то там всплывают негативные новости, и, судя по всему, еще больше информации просто не доходит до федеральных СМИ. Так, по информации «Эксперта», серьезные задержки зарплат были этой осенью в благополучной вроде бы Московской области — по месяцу ждали или получали частями свои кровные работники сферы здравоохранения. Бюджетные организации Ульяновской области оказались перед риском ареста счетов — к октябрю они недоплатили почти полтора миллиарда рублей страховых взносов. Об экономии, переходящей все разумные пределы, говорит такой пример: в Забайкальском крае с 2010 года сокращали список граждан, получающих льготные лекарства, — прокуратура потребовала устранить нарушение, так что теперь краю необходимо 713 млн рублей, а в региональный бюджет в 2018 году на льготные лекарства было заложено только 220 миллионов.

Система межбюджетных отношений, выстроенная в 2000-е, трещит по швам. С одной стороны, она вовсе не блокирует неэффективные траты и злоупотребления на местах, с другой — перекрывает всякие возможности для развития регионов и в еще большей степени — муниципальных образований.

В принципе, финансы региона и входящих в него муниципалитетов — это до известной степени единый организм: то, что муниципалитеты перечисляют в региональный бюджет, тратится в этом же регионе. Однако у региона достаточно свободы, чтобы «прикрутить» или, наоборот, ослабить финансовый вентиль — можно выдавать муниципалитетам определенный законом минимум, можно более щедро делиться доходами. Есть и нюанс: вместе с деньгами переходят полномочия, а значит, и ответственность, поэтому далеко не все главы муниципалитетов готовы к этому. В части регионов сложилась ситуация, когда максимум полномочий вместе с максимумом средств держит в своих руках регион, сам управляя хозяйством на всей территории. В других регионах муниципалитетам, наоборот, предоставляют довольно широкие полномочия и делятся с ними налоговыми поступлениями.

Но в реальности возможности для развития имеют лишь богатые муниципалитеты, да и их инициатива наталкивается на то, что нарастить доходы местного бюджета при существующей системе распределения налогов между бюджетами крайне сложно, а подчас совершенно бесполезно — на местах не останется почти ничего.

 

Зарплатный крест

Бюджет типичного муниципалитета обычно укладывается в диапазон от нескольких миллиардов до пары десятков миллиардов рублей. Основные расходы —

У партнеров

    «Эксперт»
    №50 (1101) 10 декабря 2018
    ПОЛОВИННЫЙ ГРАЖДАНИН
    Содержание:
    Выжженная земля

    Муниципалитеты подобрались к пределу экономии. Дальше — только повышать налоговые доходы. но сделать это невозможно, пока все основные налоги от среднего и крупного бизнеса будут забирать центр и регион

    Повестка дня
    Главная новость
    Наука и технологии
    Специальное обозрение
    Реклама