Стройка без конца

Повестка дня
Москва, 11.02.2019
«Эксперт» №7 (1107)

ТАСС

Правительство РФ поменяло руководство госкомпании «Автодор», занимающейся в России строительством платных дорог. Вместо Сергея Кельбаха ее возглавит его первый заместитель Вячеслав Петушенко.

Главная причина смены руководителя госкомпании — срыв сроков строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Трассу в Подмосковье протяженностью 500 км и стоимостью 300 млрд рублей должны были построить в 2014–2018 годах. Однако сроки неоднократно переносили, а по четвертому участку трассы стройка фактически началась лишь в прошлом году. По данным Счетной палаты РФ, завершить трассу удастся не ранее конца 2021-го.

«Автодор» не сумел привлечь достаточное внебюджетное финансирование в проект строительства ЦКАД, чтобы реализовать схему государственно-частного партнерства. По первоначальному плану половина бюджета проекта (150 млрд рублей) выделялась из Фонда национального благосостояния, еще 80 млрд приходилось бы на бюджетные субсидии, а остальное должны были составить частные инвестиции. Этот план не выполняется: в 2018 году лишь на одном из пяти участков ЦКАД были вложены средства частных инвесторов (и то вдвое меньше, чем запланировано), по остальным частям трассы внебюджетные средства вообще не привлечены. Проектом не удалось заинтересовать ни одного иностранного партнера, а ожидалось, что они станут в нем концессионерами.

Проект ЦКАД пока подорожал на 13 млрд рублей, но есть риск, что стоимость еще резко увеличится. По крайне мере, аудиторы Счетной палаты отмечают, что полную стоимость ее строительства сегодня оценить невозможно, поскольку «Автодор» так и не заключил ряд контрактов с подрядчиками и не изъял часть земельных участков под дорогу. Проверка Счетной палаты, проведенная в прошлом году, зафиксировала низкую эффективность деятельности «Автодора», в частности плохое качество проектирования и затянутые сроки изъятия и оформления земельных участков. В октябре прошлого года по поручению президента РФ был создан оперативный штаб строительства, а Генеральной прокуратуре, Следственному комитету и Счетной палате РФ поручили провести проверку соблюдения интересов государства при заключении и выполнении госконтрактов, а также обоснованности стоимости работ.

«Автодор» не успел в срок построить и другой свой крупный объект — трассу М11 Москва — Санкт-Петербург. Дорогу протяженностью 600 км и стоимостью 450 млрд рублей строили восемь лет и должны были запустить к чемпионату мира по футболу. Сначала срок сдвинули на полгода. Сегодня строители обещают завершить стройку в 2019-м.

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (1107) 11 февраля 2019
    Алхимия роста
    Содержание:
    Раздражающий рост

    Что на самом деле сделал Росстат с данными по ВВП и почему ему никто не поверил

    Главная новость
    Экономика и финансы
    Специальный проект
    Реклама