Выжить без прибора

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги журнала «Эксперт»
24 июня 2019, 00:00

Минстрой хочет отменить обязательную установку счетчиков тепла в новостройках. Это решение отбросит энергоэффективность в России на десятки лет назад

EXPERT

Минстрой выступил с инициативой отменить обязательную установку индивидуальных счетчиков тепла в новостройках. Министерство представило доклад о целесообразности такой отмены, с которым ознакомились все ведомства, в некоторых из них он нашел поддержку. Однако принятие подобной инициативы, во-первых, приведет к дальнейшему усилению технологического отставания системы теплоснабжения в России от развитых стран (да, нам еще есть куда отставать). Во-вторых, отмена установки счетчиков противоречит как самой идее энергосбережения, так и общему вектору последнего десятилетия — повсеместному учету потребления ресурсов: воды, электричества, газа (а практика показывает, что индивидуальный учет дает возможность сократить потребление тепла до 20%). В-третьих, отмена установки счетчиков тепла в новостройках противоречит общему тренду на цифровизацию во всех сферах экономики и майским указам президента. В-четвертых, россиян лишают возможности цивилизованно экономить на основной статье коммунальных услуг — отоплении.

Война министерств

Главный аргумент, которой выдвинул Минстрой и теплоснабжающие организации и который, по их мнению, является поводом для отказа от счетчиков — якобы несправедливость любой системы индивидуального учета в многоквартирных домах (МКД). Суть аргументов в том, что собственник квартиры может вообще отключить батареи в холодное время года, однако температура в его квартире все равно останется приемлемой за счет соседей. И это своего рода воровство тепла. Причем соседи будут вынуждены платить больше. Ассоциация «Совет производителей энергии» (СПЭ) сделала расчет, согласно которому при снижении в помещении температуры воздуха на один градус от нормативного значения (+18 градусов) в соседнем помещении для поддержания нормальной температуры потребуется увеличить потребление тепловой энергии на 20%. А при снижении температуры воздуха в соседнем помещении на три градуса потребление тепловой энергии соседями возрастает на 60%.

Вот что говорится в докладе Минстроя. «Подача тепла в квартиры жителей многоквартирных домов — вид коммунального ресурса, который отличается от электроэнергии, воды, газа. Объективно в теплоснабжении отсутствует индивидуальное потребление. Конструкция многоквартирных домов предполагает непрерывный обмен тепловой энергией между квартирами и ее распределение по элементам дома и вентиляции. Проще говоря, квартира, где собственник перекрыл вентиль отопления, будет прогреваться за счет окружающих ее квартир, где отопление присутствует, — так объясняет свою позицию ведомство. — В результате в последнее время стали распространенными случаи, когда собственники полностью перекрывают подачу тепла в свои квартиры, зачастую мотивируя это стремлением к энергоэффективности и энергосбережению. При этом снижение показаний тепловых счетчиков в таких квартирах не имеет ничего общего с реальным потреблением ими тепловой энергии. Они невольно будут использовать тепло от соседей через стены, пол и потолок. Достаточно много случаев, когда из-за отсутствия тепла в одних квартирах в других отсыревают и покрываются плесенью стены, и это происходит именно в новостройках, что особенно неприятно для собственников».

Якобы для пресечения такой практики Минстрой и разработал постановление, отменяющее обязательную установку счетчиков.

Однако приводимые СПЭ цифры уже подверглись жесткой критике со стороны как научного сообщества, так отраслевиков и экспертов. По разным оценкам и расчетам, реальное увеличение потребления тепла соседями при снижении температуры в помещении на один градус составляет не 20%, а один-два процента, что в пределах погрешности измерительного оборудования. Поэтому особенно странно, что исследование СПЭ стало поводом для отмены обязательной установки тепловых поквартирных счетчиков в новостройках. Хотя эти счетчики уже восемь лет обязательны к установке во всех новых квартирах, и это требование федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

Удивительно и то, что при таком явном противоречии закону об энергосбережении доклад Минстроя и СПЭ нашел поддержку практически во всех министерствах. И ни у одного ведомства, за исключением Минэкономразвития, не возникло к нему вопросов. «Предлагаемая Минстроем России инициатива направлена на дестимулирование жителей многоквартирных домов к энергоэффективному поведению, что не соответствует принципам государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, — говорится в письме МЭР по поводу проекта постановления. — Имеющийся зарубежный и отечественный опыт… свидетельствует о целесообразности установки индивидуальных приборов. Эффект от внедрения поквартирного учета в виде совокупного уменьшения потребления тепловой энергии многоквартирным домом… может достигать 20%».

Счетчик в новостройках

Индивидуальный учет тепла в МКД стал обязательным для всех домов, построенных с 2012 года. В России возведено уже около 15 тысяч таких домов, в них проживает порядка четырех–шести миллионов россиян. В общей системе это немного, однако все больше людей получают реальный инструмент влияния на стоимость ЖКХ. Повторим: при наличии индивидуального регулирования (то есть термостатических регуляторов на отопительных приборах, которые также обязательны в новостройках) индивидуальный учет позволяет жителям в среднем снизить на 15–20% плату за отопление. При сегодняшних тарифах на тепловую энергию в зависимости от площади квартиры, ее энергоэффективности и стоимости тепла это дает возможность сэкономить до десяти тысяч рублей в год.

Важно отметить, что Минстрой не лишает россиян права пользоваться счетчиками тепла, однако снимает обязанность устанавливать их в новом домостроении. Казалось бы, в чем проблема? Первая и главная проблема — цена. «При установке счетчиков на стадии строительства комплект оборудования индивидуального учета для средней квартиры (порядка 60 квадратных метров) обходится в три-четыре тысячи рублей. А платит в год за отопление такая квартира 20–25 тысяч рублей. Даже сэкономив всего 10–15 процентов тепла, домовладелец окупит оборудование за один-два года при сроке службы приборов десять лет и более. Удорожание квартиры на три-четыре тысячи рублей при ее общей стоимости в несколько миллионов рублей вообще незаметно для покупателя», — сообщили «Эксперту» в одной из ресурсоснабжающих компаний. Если же житель будет устанавливать счетчик самостоятельно, стоимость оборудования и установки вырастет для него минимум в два-три раза, так как цены будут уже розничными и установка в заселенном доме обойдется гораздо дороже. Соответственно, в разы увеличатся и сроки окупаемости.

Это подтверждает и расчет Минстроя, который сделан для розничных цен: «Стоимость индивидуального прибора учета тепловой энергии в среднем составляет 6,5–8 тысяч рублей, работы по его замене… около шести тысяч рублей, стоимость поверки счетчика с учетом демонтажа и установки… до девяти тысяч рублей. Поверку нужно делать раз в четыре–шесть лет, а срок службы прибора учета тепла — 12 лет. Поэтому можно сказать, что индивидуальный прибор учета (ИПУ) тепла требует достаточно высоких затрат со стороны собственника квартиры, даже в случае приобретения жилья уже с установленным счетчиком. Да, установка тепловой автоматики в многоквартирном доме также является довольно дорогостоящим мероприятием, но за счет такого автоматического регулирования и равномерного распределения тепла по всему зданию можно достигать экономии от 10 до 30 процентов. И такая экономия отразится на плате за отопление каждого жителя дома», — сообщил «Эксперту» заместитель министра строительства и ЖКХ Максим Егоров.

Таким образом, Минстрой предлагает «заменить» индивидуальный учет на установку автоматики на вводе в дом и балансировку стояков. Хотя вся мировая практика говорит о том, что эти мероприятия никоим образом не заменяют друг друга, а должны проводиться именно в комплексе. Для достижения полноценного экономического эффекта нужно устанавливать и автоматику, и балансировку, и терморегуляторы на отопительных приборах, и приборы учета как на вводе в дом, так и в каждой квартире.

Напомним, что плата за тепловую энергию и горячую воду (что с точки зрения тепловиков одно и то же) в платежках россиян составляет более половины суммарного счета за ЖКХ. И возможность экономить на отоплении особенно важна для не самых обеспеченных россиян. Установленный счетчик на батарею в новом доме или в старом жилом фонде — важный стимул для экономии тепла.

Однако, похоже, Минстрой в это не верит. Замминистра ЖКХ так прокомментировал ситуацию: «Отечественный опыт показывает, что установка индивидуального прибора учета тепловой энергии не приводит к получению общей экономии тепловой энергии во всем многоквартирном доме. Прибор учета — это важное дополнение к основным мероприятиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, таким как установка систем погодного регулирования, утепление подвальных и крышных помещений, замена окон, установка рекуператоров на систему вентиляции. Поэтому мы предлагаем ориентироваться, в первую очередь на установку общедомовых приборов учета. Это как минимум позволит правильно определить фактический объем тепловой энергии и оплатить только тот ее объем, который точно попал в этот дом, и не переплачивать за потери поставщика ресурса. Следующий шаг — установка различных систем терморегулирования».

Однако Минстрой не дает ответа на вопрос, как можно из отечественного опыта сделать вывод о неэффективности ИПУ, если до выхода постановления правительства № 1708 от 28 декабря 2018 года расчеты оплаты в домах, оборудованных квартирными счетчиками тепла, были фактически запрещены (для домов, в которых хотя бы в одной квартире счетчик неисправен, а это всегда так в реальной жизни).

Разность систем

На практике существует всего два типа приборов для поквартирного учета в зависимости от схемы разводки систем теплоснабжения внутри дома. Старый жилой фонд, построенный до 2012 года, в основном оборудован вертикальной разводкой, когда трубы идут в квартирах МКД сверху вниз, образуя стояк. В таких вертикальных системах для индивидуального учета традиционно применяют радиаторные распределители. Они просты и дешевы в установке. Такие распределители используют косвенный принцип измерения — регистрируют температурный напор между поверхностью батареи и воздухом в комнате, выдавая в качестве показаний интегральную величину, пропорциональную теплоотдаче за расчетный период. Чем горячее батареи, тем выше показания распределителей и выше итоговая оплата. Тем не менее в таких системах теплоснабжения индивидуальный учет часто лишен экономического смысла. Ведь жители не имеют технической возможности снизить потребление тепла у себя в квартире и, соответственно, не могут уменьшить оплату. Если же жильцы решат установить терморегулирование, это часто влечет за собой переконфигурацию всей системы теплоснабжения, установку индивидуального теплового пункта, перебалансировку стояков отопления. То есть необходима комплексная модернизация всей тепловой системы МКД, а это требует значительных вложений. Таких денег нет ни у потребителей, ни у теплоснабжающих компаний.

Поэтому вводить обязательность индивидуального учета в существующем жилищном фонде пока бессмысленно — на сегодняшний день это невыполнимая задача. По действующему законодательству установка приборов учета тепловой энергии в существующих домах полностью добровольна. Однако не следует путать существующий фонд с новым строительством.

В новом домостроении активно применяется горизонтальная разводка систем теплоснабжения, когда в каждой квартире имеется отдельный ввод такой системы и в каждой квартире устанавливается индивидуальный квартирный теплосчетчик. Такой прибор напрямую измеряет теплопотребление квартиры в физических единицах теплоты. При этом потребитель может сам регулировать подачу тепла в дом либо краном вручную, либо автоматическим термостатом.

При этом доля вертикальной разводки в новостройках во многих регионах также остается очень большой. Если отменить в таких новостройках обязательную установку распределителей, то жители сами, скорее всего, не смогут впоследствии их применять, поскольку для корректного учета по распределителям требуется их установка не менее чем в 50% квартир от их общей суммарной площади.

Ставить счетчики добровольно будут единицы, и только в зданиях с горизонтальной разводкой. Про задачи цифровизации учета тоже можно будет забыть, так как автоматизированные системы можно устанавливать централизованно и в комплексе на весь дом при условии однотипности индивидуальных приборов во всех квартирах. Таким образом, технологическое отставание нашего жилищного фонда будет и дальше с каждым годом расти, а современные показатели энергоэффективности не будут достигнуты в ближайшие десятилетия.

Экономя копейки, теряем миллиарды

«У наиболее бедных слоев населения оплата услуг ЖКХ в 2016–2018 годах составляла 51–60% всех расходов на услуги, а у верхних 20% семей — только 5–8%», — говорится в исследовании Аналитического центра при правительстве РФ. То есть тарифы ЖКХ становятся все ощутимее для значительной части населения.

Европейский опыт показывает, что максимальный эффект от установки счетчиков возникает на второй-третий год их эксплуатации, когда выявляются и устраняются причины неоправданных утечек тепла в здании, а жители приучаются к экономному расходованию тепла в своих квартирах.

Посчитаны цифры экономии на учете тепла и в России. В Казани был произведен сравнительный анализ теплопотребления в двух МКД. В доме, где во всех квартирах стояли счетчики, а на самом доме — индивидуальный тепловой пункт (ИТП), среднее удельное потребление на один квадратный метр составило 0,068 Гкал в год. Соседний дом той же серии, подключенный к той же магистрали, но без ИТП и счетчиков, потреблял на один квадратный метр 0,105 Гкал — разница составила 35%.

Представим, что пример Казани экстремальный и максимальная экономия, которой удастся достичь от установки поквартирных счетчиков, лишь 10%. На теплоснабжение зданий в настоящее время затрачивается около 430 млн тонн условного топлива, или примерно 45% всех энергетических ресурсов, расходуемых в стране. Это в 2,3 раза больше, чем идет на производство электроэнергии.

Согласно данным Росстата, население России в год потребляет около 400 млн Гкал тепла, произведенного централизованным способом. При стоимости одной гигакалории 2000 рублей экономия 10% тепла населением составит 85 млрд рублей в год, при экономии 20% — 170 млрд рублей. Эти деньги могут пойти на потребительский рынок, на оживление экономики спроса. Это и прямая экономия бюджетных средств, так как услуги ЖКХ для 20% населения субсидируются.

Другая проблема в том, что Минстрой, отменяя обязательную установку счетчиков в новостройках, убивает сформировавшуюся отрасль производства таких устройств. Этот рынок в России уже сформировался и продолжает быстро развиваться. На нем присутствуют десятки отечественных и зарубежных производителей, сотни специализированных компаний по продаже, установке и обслуживанию систем индивидуального учета, несколько аккредитованных лабораторий по испытаниям и сертификации оборудования.

В случае принятия предложенной Минстроем поправки рынок приборов индивидуального учета будет практически полностью свернут, отечественные предприятия закроются, перспективные разработки будут остановлены. Выжить смогут только зарубежные производители, для которых Россия не является основным рынком. Цены на такие приборы для потребителей неизбежно станут еще выше.

Догоняя Запад

В целом в реформе ЖКХ и в вопросах индивидуального учета в частности Россия играет роль догоняющей страны. Здесь мы отстаем от стран Западной Европы на десятилетия, но самое печальное — отстаем и от соседей по СНГ: Белоруссии, Украины и Казахстана.

Если у нас установка поквартирных счетчиков тепла — это опция, то в странах Евросоюза все МКД, подключенные к централизованному теплоснабжению, должны иметь поквартирный учет (см. «Поучиться у рижан», стр. 43).

Учет тепла на всех уровнях необходим для эффективного и прозрачного функционирования всей отрасли теплоснабжения. При отсутствии учета невозможно выявить и устранить слабые звенья в системе теплоснабжения, невозможно локализовать потери и обнаружить их причины. Без учета также полностью отсутствует мотивация к оптимизации всей цепочки теплоснабжения начиная от генерации и заканчивая конечным потребителем.

Последние два десятилетия российская отрасль ЖКХ, пусть со скрипом, множеством проблем и неразберихой, но идет по пути коммерциализации. Как и в Европе, в идеале все компании — поставщики ресурсов должны работать без дотаций, обновлять инфраструктуру и приносить прибыль своим владельцам, платить налоги. Понятно, что на конечного потребителя ложатся и энергоэффективные мероприятия, и новая коммунальная инфраструктура. Однако для потребителя важно получить комфорт у себя дома и заплатить за это как можно меньше. При этом практика показывает, что энергоэффективность работает, когда потребитель в ней заинтересован. А это значит, что он может, во-первых, повлиять на свое потребление, во-вторых, измерить это потребление и заплатить за него на основе этих измерений. Но, пожалуй, главное для потребителя — защита от произвола ресурсной монополии и управляющей компании, и счетчик — элемент этой защиты.

Из всего перечисленного сейчас у потребителя есть право на первую и вторую опции — установку терморегулятора и счетчика и измерение своего потребления. После решения Верховного суда, принятого в конце прошлого года, у граждан появилось право на третью опцию — оплату по счетчику, хотя окончательная методика таких расчетов для тепла в России до сих пор не утверждена, и тут есть над чем работать.

Минстрой своим решением об отмене обязательной установки счетчиков на тепло в новостройках опосредованно может лишить потребителя двух указанных опций, а главное, сделает россиянина беззащитным перед ресурсной теплоснабжающей монополией. В результате мы перестанем заниматься энергоэффективностью и переместимся в состояние, характерное для стран третьего мира, породим бесконечные споры между собственниками помещений, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, законсервируем использование устаревших технологий при строительстве МКД.

При этом решение, продвигаемое Минстроем, противоречит сразу нескольким нацпроектам — например, цифровизации. Кстати, именно для этого проекта критически необходима именно централизованная установка систем учета сразу на стадии строительства, так как жители позднее, при индивидуальной установке, просто физически не смогут установить в своем доме единую автоматизированную систему, но это можно сделать на стадии строительства.

Часто вспоминают пример счетчиков на воду, массовая установка которых населением началась с завышенных нормативов по воде и специальных повышающих коэффициентов, когда в случае отсутствия прибора граждане вынуждены были платить в два-три раза больше, чем соседи, у которых приборы были установлены. Сегодня повторение принудительного «оприборивания» населения через завышенную плату невозможно, в том числе из-за снижения покупательной способности и отсутствия у граждан лишних средств, а также социальной составляющей при резком росте платы за услуги ЖКХ. Тем не менее, постепенно ставя счетчики в новый жилой фонд, а желательно и в фонд после капитального ремонта, страна получает шанс через десять-двадцать лет все-таки выстроить адекватную систему учета тепла. И от этого шанса нельзя отказываться.