Экзамен провален

Русский бизнес
Москва, 01.07.2019
«Эксперт» №27 (1126)
Предложенные правительством меры по регулированию цен на топливо не способны сбалансировать внутренний рынок в долгосрочной перспективе, а потому их в любом случае придется как-то менять

АЛЕКСЕЙ ХАЗБИЕВ

В целом ряде регионов России снова резко выросли цены на моторное топливо. Среди «счастливчиков» Иркутская, Кемеровская и Новосибирская области, Забайкальский, Алтайский и Красноярский края, а также Тува. В отдельных случаях рост цен на бензин в рознице достигал трех–четырех рублей на литр.

И, что самое интересное, все это происходило на фоне еще действующего соглашения между правительством и нефтяниками. Напомним, что после резкого роста цен на АЗС весной прошлого года российские власти достигли с крупнейшими нефтяными компаниями страны договоренности о фактическом замораживании цен — их можно было повышать лишь в пределах инфляции (см. «Бензин не роскошь», «Эксперт» № 24 за 2018 год). А в марте этого года сделку пролонгировали еще на один квартал — до 1 июля. Взамен нефтяникам пообещали предоставить компенсации в виде налоговых послаблений (снижения акциза) и так называемой демпфирующей надбавки.

Однако, как сообщает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), фактически нефтяники свою часть соглашения не выполнили. Вопреки договоренностям они не увеличили поставки топлива на внутренний рынок и подняли оптовые цены на бензин и дизельное топливо чуть ли не на 20%. Что естественным образом оказывает давление и на розницу. Но это еще не всё. Неожиданно для всех выяснилось, что проблемы есть не только с бензином и дизельным топливом. Цены на авиационный керосин (не охваченный прошлогодним договором) выросли на целых 30%. И, как следствие, потянули вверх стоимость авиабилетов — они подскочили в цене примерно на 15%. Это привело к тому, что в ситуацию пришлось вмешаться лично Владимиру Путину, который поручил правительству подготовить соответствующее соглашение и по авиакеросину.

Таким образом, можно сделать вывод, что предусмотренные предыдущим соглашением между правительством и нефтяниками меры по сдерживанию роста цен на топливо оказались неэффективными.

Главное маневры

А началось все с так называемого налогового маневра в нефтяной отрасли. Его суть в том, что экспортные пошлины на нефть снижались (в целевом варианте — до нулевой отметки), а ставки НДПИ, напротив, росли. Изменения предполагалось проводить постепенно, чтобы дать возможность адаптироваться как производителям нефти, так и бюджету, не создавая дополнительных проблем для внутреннего рынка нефтепродуктов. Целью маневра называлось пополнение госбюджета (дополнительные налоговые отчисления, по оценке Минфина, могли составить до 1,6 трлн рублей). Более того, чиновники экономического блока утверждали, что маневр несет благо и самой нефтяной отрасли.

Как говорил в прошлом году замминистра финансов Илья Трунин, его ведомство выступает за комплексную реформу, предполагающую отказ от экспортных пошлин, так как их существование «дает неправильные стимулы развитию нефтепереработки» и «там есть масса негативных эффектов».

Может быть, так и оно было, по первоначальной задумке. Однако реализовать эти замыслы в полной мере не удалось.

По словам эксперта Thomson Reuters Максима Назарова, условия для

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (1126) 1 июля 2019
    Отстояли болото
    Содержание:
    Не вечно зеленый

    Четыре сценария замены доллара в глобальной экономике

    Экономика и финансы
    Реклама