О том, как не слушают учителей

Разное
Москва, 01.07.2019
«Эксперт» №27 (1126)

Фото: Эксперт

Под председательством спикера Думы Володина состоялись парламентские слушания на тему «О мерах по повышению качества образования в РФ». Журналистов образовательная тематика, как известно, занимает мало, но кое-какие публикации за слушаниями всё-таки последовали. Первые же попавшие мне на глаза заметки назывались «Вячеслав Володин услышал учителей» — и «Учителей опять не выслушали». Прямых противоречий между ними нет, просто в одной речь идёт скорее о форме, в другой — о содержании. Рокировать ещё в заголовках глаголы, и картина обретёт уже стопроцентное соответствие жизненной правде: учителей (точнее, некоторых учителей) выслушали и не услышали.

Выслушали, разумеется, не абы как, а нужным образом — как их всегда и слушают. Проводить обсуждения бедствующих сфер общественной жизни в эстетике борьбы хорошего с лучшим; обсуждения, на которых критикуют то и только то, что критиковать в настоящий момент сочтено допустимым, — умеют эффективные менеджеры не только от образования, но эти умеют едва ли не лучше всех. Взять хоть нынешние слушания. Понятно, что тематика «повышения качества» слишком широка для одного заседания; нужна ещё и конкретная повестка. Её и задал в своём выступлении зампред профильного комитета Смолин. Он сообщил, что качество начального образования у нас превосходное, в старшей школе оно сильно портится, а главные проблемы таковы: зарплата учителей, загрузка учителей, чрезмерная отчётность школ, сохранение малокомплектных школ и дошкольных учреждений. Об этих же вопросах была и основная часть выступления министра просвещения Васильевой, и львиная доля дальнейших реплик. Спору нет: недофинансированность образования, стоящая за пунктами такой повестки, поистине вопиюща, но причём тут широкие слушания? Какова может быть их роль в исправлении этой общеизвестной беды? Когда глава профильного комитета Никонов с искренним ужасом сообщает залу, что по доле расходов на образование в ВВП Россия занимает девяносто восьмое место в мире, он к кому обращается? Ведь не присутствующие же педагоги год за годом утверждают такие весёлые бюджеты — чего их-то уговаривать быть пощедрее? Вот будете обсуждать в своей Думе следующий бюджет, там и боритесь — хотя бы за девяносто пятое место в мире.

Обсуждаемые же слушания такой расстановкой акцентов были загнаны в заведомый тупик. Если даже не два и не три, а тридцать три часа донимать министра Васильеву вопросами о нищенской зарплате учителей, а она будет то более, то менее, то гораздо менее удачно от этих вопросов отбиваться — проку-то что? Наторговать на грош много пятаков не может ни загнанная в аппаратный угол Васильева, ни какой-либо иной смертный. При заданности суммы, выделенной российской школе, да ещё при негласном табу на обсуждение последствий принятой в образовании «новой системы оплаты труда» (НСОТ) всерьёз продвинуться в решении проблемы нельзя: тришкин кафтан as is. Между тем у отечественной школы есть множество глубоких проблем, которые очень даже имело смысл обсудить и с педагогами, и с рект

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (1126) 1 июля 2019
    Отстояли болото
    Содержание:
    Не вечно зеленый

    Четыре сценария замены доллара в глобальной экономике

    Экономика и финансы
    Реклама