ВТБ поручили спасать Первый канал

29 марта 2021, 00:00
№14
ИТАР-ТАСС/ АЛЕКСАНДР САВЕРКИН
ВТБ покроет убытки Первого

Банк ВТБ будет владеть более чем третью акций АО «Первый канал». По распоряжению правительства контролируемому государством банку надлежит выкупить прямым путем и за счет допэмиссии долю в Первом канале в размере до 32,89%. Доля государства в медиахолдинге сохранится на уровне 34,23% — через Росимущество, основного держателя акций, а также через ИТАР-ТАСС и ТТЦ «Останкино», владеющих символическим их пакетом. По итогам допэмиссии уменьшится доля в капитале Первого канала у Национальной медиагруппы (основной владелец — известный предприниматель Юрий Ковальчук): с 29,00 до 19,46%, а у страховой группы СОГАЗ — другого частного акционера — останется только 13,42% бумаг. «Частным акционерам акции не предлагали, их даже размывают. Но они, скорее всего, только рады тому, что деньги на покрытие убытков будут брать не из их кармана. За все теперь заплатит ВТБ, — говорит директор аналитического департамента финансовой компании “Альпари” Александр Разуваев. — Деньги банка пойдут на выведение компании на безубыточность: судя по постановлению правительства, именно такую задачу им поставили». О добровольно-принудительном для ВТБ характере сделки говорит то, что группа в последнее время нацелена на скупку ликвидных активов (таких, как Объединенная зерновая компания, «Русагротранс», различные девелоперские объекты, медиаактивы, включая доли в «СТС Медиа» и проекты строительства 39 кинотеатров), в то время как Первый канал уже седьмой год подряд генерирует убытки. По данным СПАРК, в 2018 и 2019 годах они достигли порядка 6,8 и 4,15 млрд рублей соответственно (при выручке в 27 млрд в 2019-м). С компанией шумно судились поставщики контента (например, ведущий в стране производитель телеконтента компания «Красный квадрат»), а также один из акционеров — государственный телевизионный технический центр «Останкино», требовавший оплату услуг за передачу сигнала. Кредиторская задолженность Первого канала за 2018-й составляла 21,06 млрд рублей, но уже в следующем году снизилась до десятков миллионов рублей. Как правило, долги закрывать помогало государство: субсидии телеканалу регулярно росли — с 1 млрд рублей в 2016 году до 6,8 млрд в 2020-м. 

Ранее эксперты полагали (см. «Государство снижает долю в Первом», https://expert.ru/2020/12/23/gosudarstvo-snizhaet-dolyu-v-pervom/), что с приходом нового собственника Первому каналу придется пойти на преобразование контента в сторону более экономичных массовых программ (сегодня в сетке много дорогих программ, например «Голос»). Однако такой путь не очевиден. «Менеджмент канала уже почти тридцать лет им управляет, и вряд ли менеджмент банка сможет и вообще захочет реформировать сетку вещания», — говорит Александр Разуваев. С ним согласен вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Михаил Симонов, тем более что субсидии государства Первому каналу в дальнейшем по проекту бюджета сократятся, а доходы телеканалов от рекламы в прошлом году снизились на 3% (до 169 млрд рублей на всех). «Банку такая ноша будет явно не в радость, поскольку придется закрывать убытки кредитами, не имея прямого влияния на контент. Последнее банку, впрочем, и не нужно, и недоступно, — говорит Михаил Симонов. — А от перекладывания денег из одного государственного кармана в другой ничего качественно не изменится». Отчасти поэтому весной прошлого года ВТБ сначала купил у Романа Абрамовича пакет акций АО «Первый канал» в 20%, а уже осенью «сбросил» его (кому, пока не известно, но, видимо, другим крупным частным акционерам). Первый канал занимал лидирующие позиции как по размеру аудитории, так и по рекламным сборам начиная с середины 2000-х и почти до 2016 года. Сейчас его традиционно опережает ВГТРК за счет большего охвата аудитории, сразу несколькими каналами вещания. «Проблема Первого канала системная: они хотят быть первыми по аудитории, но политическая составляющая и пропаганда уже который год отталкивают от него самый привлекательный для рекламодателя возраст — от 12 лет до сорока, — говорит профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Александр Шариков. — Нежелание двигаться в сторону цифровых форматов и собирать молодежь в интернете будет только снижать рейтинги. При этом у них постоянно дорожает контент, что и приводит к системным убыткам». Впрочем, он отмечает, что это системная проблема всех общественных телеканалов в мире.