Дистанционные сервисы для меняющегося рынка

Алексей Долженков
корреспондент журнала «Эксперт»
31 мая 2021, 00:00
№23

Генеральный директор Страхового дома ВСК Александр Тарновский — о тенденциях на страховом рынке, — о цифровой трансформации, страховании резидентов особых экономических зон и о том, как ВСК пережила пандемийный год

Олег Сердечников
Генеральный директор Страхового дома ВСК Александр Тарновский

Компания на пороге юбилея: вот уже 30 лет она подтверждает статус надежного страховщика. Сегодня ВСК входит в десятку крупнейших страховых компаний России, а в 2021 году стала официальным страховщиком Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

По итогам 2020 года компания занимает шестое место среди крупнейших страховщиков России по объему страховых премий в сегменте non-life, собрав 83,3 млрд рублей. Страховой портфель ВСК выглядит так: автокаско занимает 27%, ОСАГО — 26%, страхование от несчастных случаев и болезней — 13%, страхование имущества юрлиц — 12%, ДМС — 11%, остальное — имущество физлиц и другие направления.

Генеральный директор Страхового дома ВСК Александр Тарновский рассказал «Эксперту» о тенденциях на страховом рынке, о цифровой трансформации, страховании резидентов особых экономических зон и о том, как ВСК пережила пандемийный год.

— 2020 год был сложным для всех секторов экономики. Как ВСК и страховой рынок в целом пережили этот период?

— Рынок страхования (с учетом страхования жизни) продемонстрировал темп роста 103,9 процента, а без учета страхования жизни — 103,4 процента. ВСК повторила результаты 2019 года по объему сбора премий.

Стоит отметить, что в первом квартале прошлого года мы продемонстрировали один из лучших темпов прироста среди лидеров рынка (плюс 30,2 процента), но в пандемию, как и большинство страховщиков, упали к прошлому году и только в четвертом квартале восстановились и показали рост бизнеса.

Наиболее динамично в прошлом году рос портфель ДМС, темпы прироста составили 29,3 процента. Это лучший показатель среди первой десятки страховых компаний России. Позитивную динамику в 2020 году показали страховые премии по каско физических лиц, более десяти процентов в агентском и дилерском каналах. По результатам опроса автодилеров Страховой дом ВСК стал лучшей страховой компанией минувшего года, получив премию FinAuto.

— Каковы тенденции на рынке ДМС сейчас, когда опасность пандемии отступает?

— Благодаря новому взгляду на услуги корпоративным клиентам по ДМС в 2020 году стратегия развития дистанционных сервисов дала возможность максимально оперативно внедрять гибкие условия страхования и позволила предложить клиентам новые продукты «Индивидуальная защита» и «Реабилитация после COVID-19», отвечая на вызовы пандемии. Это способствовало росту клиентской базы и пролонгации действующих договоров.

Помощь в лечении заболеваний — это лишь часть того, что мы предлагаем клиентам в рамках программы ДМС. Благополучие, в нашем понимании, складывается не только из физического, но и ментального здоровья, а также социальной и финансовой составляющих. Поэтому наши программы корпоративного ДМС дополнены программами Well-being, в рамках которых мы предоставляем комплексные корпоративные программы здоровья; программы онлайн-сопровождения на платформе HealthItEasy (снижение веса, избавление от вредных привычек, ментальное здоровье и так далее); лекции, мастер-классы, тренинги, игры и марафоны; тестирование и оценку функционального состояния сотрудников; фитнес и йогу в офисе и онлайн; психологические консультации и коучинг.

Сегодня тренды на здоровый образ жизни и благополучие сотрудников отражены в HR-стратегиях многих компаний. Мы отмечаем, что при перезаключении договоров ДМС с юридическими лицами большинство руководителей HR-блоков уделяют пристальное внимание организации и формированию рационального подхода к вопросам здоровья сотрудников и подключения дополнительных сервисов Well-being.

Где бизнес активнее всего

— Как чувствует себя рынок перестрахования рисков? Сложно ли работать с зарубежными страховщиками? Ведь сейчас страновые и санкционные риски у нас довольно высоки.

— Страновые риски, безусловно, влияют на стоимость перестраховочных емкостей, которые нам предоставляют европейские, азиатские и американские страховщики. В течение последних двух лет наблюдался устойчивый тренд на увеличение стоимости западного перестрахования. Помимо этого у нас произошел ряд крупных страховых случаев на территории РФ, например утечка дизельного топлива в Красноярском крае. Это тоже отразилось на котировках новых рисков у основных зарубежных перестраховщиков.

В настоящее время ВСК имеет систему облигаторных договоров, обеспечивающих комплексную и качественную защиту портфеля. Договоры размещены у ведущих перестраховщиков, в числе которых Swiss Re (рейтинг S&P AA−), Hannover Re (рейтинг S&P AA−), синдикаты Lloyd`s (рейтинг S&P A+). По состоянию на 31 декабря 2020 года в страховом портфеле компании доля перестраховщиков-нерезидентов с рейтингом не ниже A− по S&P и перестраховщиков-резидентов с рейтингом не ниже ruA− по «Эксперт РА» составляла 98 процентов.

— Если мы заговорили о санкционных рисках, нельзя не вспомнить и о страховании оборонно-промышленного комплекса. Как с ним обстоят дела?

— В части перестрахования по договорам с предприятиями нашего ОПК мы активно взаимодействуем с АО РНПК (Российская национальная перестраховочная компания, создана по инициативе Банка России. — «Эксперт»). Это позволяет нам осуществлять страхование рисков предприятий, выпускающих продукцию для ОПК.

— Кстати, даже без перестрахования в Россию приходят западные тенденции. Как вы работаете с таким популярным направлением, как экологические риски?

— Создание соответствующей законодательной базы, эффективной системы урегулирования, формирование общественного сознания много лет способствовали развитию экологического страхования в Европе.

Сейчас ведущие игроки российского страхового рынка активно работают с международными брокерами и перестраховщиками, изучая западный опыт: продуктовую линейку, статистику страховых случаев, специфику урегулирования. Уже появились первые примеры продуктов, однако пока они не подкреплены перестраховочными емкостями у лидеров мирового перестрахования. Безусловно, до конца 2021 года такие продукты и маркетинговые решения получат распространение на национальном рынке.

— Как у нас развивается страхование строймонтажных рисков?

— Мы уже более двадцати лет предлагаем застройщикам классическое страхование строительно-монтажных рисков и входим в число лидеров рынка по этому направлению. У нас обширная линейка партнеров, мы были одной из первых компаний, которая предлагала страхование ответственности строителей в рамках СРО (саморегулируемая организация. — «Эксперт»), активно участвовали в программе страхования ответственности застройщиков перед дольщиками. Репутация ВСК как надежного страховщика была еще раз подтверждена урегулированием убытков по Urban Group. Выплаты составили миллиард рублей.

Сейчас введены законодательные ограничения на этот вид страхования, изменилась политика, связанная с защитой интересов дольщиков. Активная работа с застройщиками в предшествующие годы позволила нам укрепить партнерские отношения, и мы продолжаем работать с ними по классическим строительно-монтажным рискам сегодня.

— Интересная тема — страхование резидентов особых экономических зон. В чем там особенности, много ли у вас клиентов в ОЭЗ?

— Мы работаем со всеми типами особых экономических зон (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые) по всей линейке наших корпоративных видов страхования: обеспечиваем защитой личные риски и риски, связанные с ответственностью и имуществом юридических лиц. И в целом стратегия развития ВСК в части увеличения корпоративного портфеля в первую очередь нацелена на работу с резидентами ОЭЗ, потому что они проявляют наибольшую деловую активность, имеют желание работать, развиваться, привлекать инвестиции.

Рост продолжится по всем каналам продаж

— Вы активно занимаетесь цифровизацией и активно внедряете API (программные интерфейсы)…

— Да, мы развиваем взаимодействие с нашими партнерами, используя технологии API-интеграции. Традиционный способ взаимодействия через подключение к личному кабинету страховой компании удобен не для всех. Для крупных компаний это дополнительная нагрузка на сотрудников, которые должны научиться работать еще в одной системе. API позволяют достаточно быстро и эффективно интегрироваться в систему партнера, при этом не требуется какого-то дополнительного переучивания сотрудников — они работают в интерфейсе своей корпоративной системы.

Это очень важно в тех областях, где требуется быстрый обмен информацией. Например, при страховании грузов: поставки уходят несколько раз в день, поэтому обмен накладными, подтверждение выезда груза требуется быстро, а вместе с этим и принятие на риск этих грузов.

Мы уже заключили ряд соглашений с крупными логистическими компаниями. Еще одно соглашение мы планируем подписать на Санкт-Петербургском экономическом форуме, с транспортно-логистической компанией FESCO.

— А что насчет интеграции в рамках партнерских программ банков или, например, с маркетплейсами?

— Безусловно, мы уже работаем с банками и нефинансовыми посредниками, я имею в виду в первую очередь крупные торговые сети. При работе с ними мы также используем API-интеграцию. Сегодня мы активно взаимодействуем более чем с 50 партнерами. ВСК работает с маркетплейсами Ozon и Сбер, планируя в текущем году расширить сеть сотрудничества с рядом других крупнейших игроков. Сегодня мы активно развиваем взаимодействие с онлайн-платформами и готовы реализовать с их помощью часть наших страховых продуктов.

— С темой цифровизации тесно связан вопрос кибербезопасности. Страхуете ли вы киберриски?

— Если говорить о России, то повышенный интерес к страхованию киберрисков сформировался в 2017 году после массовых атак вирусов-вымогателей. В 2020 году исходя из запросов рынка мы разработали универсальный продукт, он отчасти страховой, отчасти технологический. Продукт был разработан совместно с «Лабораторией Касперского».

Это сервисно-страховое решение состоит из двух частей. Оно включает в себя программное обеспечение нашего партнера на базе решения «Лаборатории Касперского» и страховое покрытие от ВСК. Клиент получает удаленный мониторинг, выявление и реагирование на инциденты информационной безопасности. Если защита не сработала, срабатывают уже страховые гарантии, и страховая компания выплачивает компенсации. На мой взгляд, это достаточно интересный и востребованный продукт, мы активно его продвигаем и видим, что он пользуется спросом.

— Мы прошлись по самым интересным направлениям. Так что вам осталось только рассказать о планах ВСК на 2021 год и дать прогноз по ключевым направлениям страхового рынка в целом.

— Если говорить о рынке в целом, то я не думаю, что темпы роста в ближайшие два-три года составят более плюс десяти процентов в год, скорее мы увидим семь-восемь процентов. Продолжится устойчивый тренд концентрации рынка внутри первой десятки страховщиков. И уже по итогам ближайших двух-трех лет их совокупная доля составит более 90 процентов. На мой взгляд, сформировались хорошие перспективы для роста в сегментах добровольного медицинского и личного страхования, страхования экологических и киберрисков.

Показатели Страхового дома ВСК в целом по темпам роста будут соответствовать рынку. Мы заложили умеренный рост, и наша стратегия в большей части направлена на повышение качества взаимодействия с клиентами, улучшение сервисной составляющей и рост операционной эффективности.