От шедевров до брендов

12 декабря 2005, 00:00

Музеи мира отражают историю развития мировой культуры. Так, выставки, проходящие сейчас в Мадриде и Лондоне, представляют артефакты, простирающиеся от шедевров классики до образцов массовой культуры.

В мадридском музее Тиссен открылась выставка "Рафаэль. Портрет юноши". Здесь представлены работы 1518-1519 годов, относящиеся к последнему периоду творчества итальянского мастера. "Портрет юноши" - отправная точка для рассмотрения сложного вопроса авторства, который окружает работы, созданные художником в эти годы его жизни. Экспозиция проливает свет на те связи, которые установились между Рафаэлем и его учениками, а также позволяет познакомиться с особенностями его стиля. Рафаэль - одна из ключевых фигур итальянского Ренессанса. "Итальянские художники ХV века изучали перспективу, анатомию, воздушную перспективу пейзажа, но им не хватало определенной гибкости. Именно Рафаэль смог придать изображению мягкость, элегантность и грацию", - говорит хранитель музея Тиссен, Гуиллермо Солана. Экспозиция позволяет понять, как ученики мастера использовали его рисунки для своих работ. Например, эскиз Рафаэля "Мадонна с младенцем" вдохновил художника Джулио Романо на создание картины "Мадонна с младенцем и святым Иоанном". Романо дополнил композицию Рафаэля изображением Иоанна-крестителя.

Необычный музей, посвященный брендам, упаковке и рекламе, открылся в Лондоне в начале декабря. Коллекция насчитывает более десяти тысяч экспонатов и охватывает период в 200 лет. В музее представлены объекты, относящиеся к повседневной жизни, - от продуктов потребления до досуга. Также здесь можно познакомиться с дизайном и модой прошлого. Проходя по "туннелю прошлого", посетитель проделывает путь из викторианских времен в современный мир. Директор музея Роберт Опи начал собирать эту коллекцию еще подростком. "Этот музей создан, потому что бренды, реклама и упаковка стали частью нашей жизни, мы живем этим, окружены ими постоянно. А все меняется очень быстро и незаметно каждый день, и следить за этими изменениями очень важно, поскольку наша культура меняется, а бренды и реклама стали важными ее элементами. Они полностью отражают нашу жизнь", - говорит он. Экспозиция рассказывает о зарождении общества потребления на примере тысячи объектов, представляющих рекламу, моду и поп-культуру. Появление телефона, радио и бытовых приборов также нашли здесь свое отражение. Постеры, открытки и безделушки дополняют картину. Посещение музея - нечто большее, чем просто сентиментальное путешествие в прошлое. Это ценное пособие для студентов и исследователей, важный источник информации. Коллекция отдает должное изобретательности производителей и работников рекламы и маркетинга.