– С чем связано такое резкое падение курса американской валюты в последнее время?
– Как известно, курс доллара США к тенге в текущем году стремительно падает, причем падает на очень высоких объемах продаж американской валюты на внутреннем рынке. Достаточно заметить, что объем операций с USD на KASE в феврале достиг 1 848,0 млн долларов (242,6 млн тенге), что является самым большим месячным оборотом в данном секторе биржевого рынка за всю историю KASE. Средняя скорость падения курса доллара в 2006 году к тенге оценивается по итогам февраля в 16,1% годовых. Это очень высокая скорость.
Объяснить данное явление с точки зрения позиций доллара на мировом рынке я не считаю возможным. Нельзя это объяснить и воздействием каких-либо других экзогенных факторов, точнее, их изменениями относительно 2005 года. Как минимум с начала минувшей осени факторы эти остаются неизменными. Цены на нефть и металлы в мире по-прежнему очень высоки. Резиденты Казахстана, как раньше, привлекают доллары за рубежом в больших объемах.
По-моему, основная причина столь уверенного укрепления тенге, выведшая цены доллара в Казахстане на шестилетний минимум, кроется в уступчивости Национального банка, работающего сейчас исключительно на сглаживание колебаний курса. Такая тактика регулирования обусловлена тем, что никаких курсовых ориентиров Нацбанк сейчас перед собой не ставит. Его ориентиры касаются уровня инфляции. А, как известно, объемные скупки доллара на внутреннем рынке приводят к быстрому росту денежной массы и базы, то есть значительно повышают инфляционные риски. Выбранная Национальным банком тактика валютного регулирования, на первый взгляд, позволяет ему покупать меньше долларов, причем по падающей цене. В результате объем выпускаемых на рынок тенге меньше по сравнению с тем случаем, когда скупать доллары пришлось бы на одном ценовом уровне или по растущей цене.
Но более внимательное рассмотрение вопроса говорит, что отсутствие жестких поддержек доллара на нашем рынке на протяжении достаточно длительного времени сформировало у участников рынка определенное настроение, согласно которому эти участники отдают предпочтение работе на коротких позициях по USD. Суть такой позиции состоит в том, что продаваемую сейчас валюту можно будет купить через некоторое время за меньшую сумму в тенге. Это делает исключительно выгодными кредиты в долларах для заемщиков. Особенно, если занимать эти доллары не в Казахстане. Что и делается в больших объемах нашими резидентами и прежде всего банками, являющимися фактическими маркет-мейкерами казахстанского рынка доллара США. А так как почувствовать выгоду от таких операций можно только при условии конвертации занятой суммы (полностью или частично) в тенге, устойчивый тренд снижения курса доллара в Казахстане добавляет валюты на внутренний рынок. То есть тенденция развивает сама себя. Процесс этот пошел приблизительно с середины января и продолжается сейчас. Точно такой же механизм мы уже наблюдали в 2004 году, особенно осенью.
Получается, что курс доллара сейчас падает в основном на психологическом факторе и за счет спекулятивной составляющей в поведении участников рынка. При этом никто не отрицает, что в корне, в основе явления лежат объективные факторы – большой приток в страну валютной выручки экспортеров и заемных средств. Вопрос только в том, в каком объеме они конвертируются в тенге. В 2005 году объем конвертации был меньше, так как устойчивого тренда не было, сейчас значительно больше, потому что есть тренд.
– Как сложится ситуация на валютном рынке в дальнейшем?
– Пока я не вижу объективных факторов, способных изменить ситуацию. Убежден, что падение доллара может остановить только Национальный банк (кстати, в 2004 году было именно так). Когда и на какой ценовой отметке он это сделает и сделает ли вообще – судить не берусь. Этот момент и эта отметка, я полагаю, должны быть предметом тщательных расчетов экономистов, которые способны и уполномочены определять тот критический уровень укрепления тенге к доллару, после которого дальнейшее укрепление тенге будет пагубно для нашей экономики.