Расти вместе с рынком

13 ноября 2006, 00:00

Квалификация судей все еще отстает от более эффективного законодательства, поэтому необходимо повысить уровень их знаний по вопросам корпоративного права, считает исполнительный директор Казахстанского международного арбитража Дмитрий Ветлугин.

– Как часто арбитражным судам приходится рассматривать ситуации с манипуляциями в реестре и жалобами акционеров?

– Данные случаи в Казахстане достаточно редки. Связано это в первую очередь с тем, что казахстанские арбитражные (третейские) суды по закону ограничены в рассмотрении подобных категорий споров. Так, в соответствии с законодательством арбитражные (третейские) суды вправе рассматривать только споры, вытекающие из гражданско-правовых договоров. Естественно, что вопросы манипуляций с реестрами и жалоб акционеров выходят за рамки полномочий третейских судов. Нами неоднократно поднимался вопрос расширения полномочий третейских судов и включения в их компетенцию и других вопросов, которые не связаны с договорами. Я думаю, что наши предложения не останутся неуслышанными, и в ближайшее время будут приняты изменения в законодательство, расширяющие границы полномочий арбитражных (третейских) судов.

– Популярна ли в Казахстане, на ваш взгляд, скупка акций через реестр как вариант недружественного поглощения компании?

– Я не слышал о подобных случаях. Вполне возможно, что они существуют, но еще не получили широкого распространения. В Казахстане пока больше используются другие методы недружественного поглощения.

– Каково сегодняшнее качество судебной защиты акционеров компании?

– Судебная защита интересов акционеров на законодательном уровне имеет четкое регулирование и отвечает потребностям как миноритарных, так и мажоритарных акционеров. Казахстанское законодательство предоставляет акционерам достаточно широкий спектр возможностей по участию в деятельности общества и защите своих интересов. При строгом соблюдении соответствующих норм права и внимательном подходе при разработке устава данные механизмы способны обеспечить эффективное участие акционеров в управлении и деятельности общества. К сожалению, из-за отсутствия у судей опыта по рассмотрению подобных категорий дел рассмотрение дела зачастую затягивается, и установленный законом срок в два месяца превышается. Все это может негативно отражаться как на акционерах, так и на самом акционерном обществе, поскольку в качестве мер по обеспечению иска истцы заявляют требования по наложению ограничений по распоряжению акциями и осуществлению ряда действий акционерным обществом.

– Почему, по вашему мнению, судебная система не поспевает за развитием фондового рынка?

– Это связано прежде всего с недостаточной квалификацией судей. Несмотря на то что фондовый рынок в Казахстане существует довольно продолжительное время, пик его развития приходится на последние годы. Естественно, и профессиональные местные специалисты в области фондового рынка начали появляться только сейчас. Объем судебных дел, в которых так или иначе рассматриваются вопросы, связанные с рынком ценных бумаг, по сравнению с делами других категорий, очень низок. Поэтому у судей, во-первых, просто не было необходимости глубоко специализироваться в таких вопросах, а, во-вторых, тех судей, которые имеют подобный опыт, можно пересчитать по пальцам.

– Что необходимо предпринять, чтобы исправить ситуацию?

– Чтобы суды общей юрисдикции могли рассматривать споры, возникающие на фондовом рынке, необходимо проведение ряда мероприятий, направленных на повышение квалификации по данным вопросам. Поэтому радует факт создания специализированного финансового суда при РФЦА, который предполагается как орган, специализирующийся исключительно на разрешении вопросов, связанных с фондовым рынком.