Тряхнули стариной

26 марта 2007, 00:00

«Кабаны» – очередной продукт избитого жанра голливудской комедии – отражение американского менталитета, когда о народе судишь по его юмору. Рассмешить непритязательного, массового зрителя, смотрящего голливудское кино по всему миру, создателям картины удается набором типичных клише, вызывающих выработанные за долгие годы рефлексы. Здесь и туалетный юмор ниже пояса или вокруг помойки, падение на банановой кожуре, «закос» под субкультуру байкерства и т.д. Уолт Бекер, снявший в свое время «Короля вечеринок» (аналогии между этими двумя творениями уместны без вопросов), остался верен себе. Просто теперь речь идет не о проблемах молодого поколения, а о кризисе среднего возраста, причем с уклоном в сторону модного ныне мужского гендера, когда возрастной кризис – уже не только традиционно женская проблема. Тема преодоления мужских фобий в юмористическом жанре поднималась еще классиками английской литературы – Чарльзом Диккенсом в «Пиквикском клубе» и Джеромом К. Джеромом в «Трое в лодке…», и до их уровня «Кабанам» как до неба. Так что не ждите от фильма глубокой постановки вопроса и тонкого английского юмора. Думающий зритель будет разочарован, а имеющий эстетические пристрастия даже оскорблен, зато поклонники американского юмора вполне смогут получить удовольствие. Чтобы всласть посмеяться – думать не нужно.

Фабула строится вокруг похождений четырех друзей, которым прилично за сорок – задерганный семьянин дантист (Тим Аллен), обанкротившийся финансист (Джон Траволта), сантехник-подкаблучник (Мартин Лоренс) и программист, неизбалованный вниманием женщин (Уильям Х. Мейси),  решают на досуге тряхнуть молодостью и поиграть в байкеров. Для чего выряжаются в кожаные куртки с логотипом «Кабаны», садятся на мотоциклы и отправляются в поисках свободной Америки и самих себя. В основу сюжета очередной раз легла идея дорожных приключений. Зачем-то в конце фильма появляется Питер Фонда, сыгравший в «Беспечном ездоке», классике 60-х. Только вот к чему? Как намек на то, какой стали Америка и американцы и все голливудское кино? Можно сказать, что обыватель не изменился, так же непросвещен и глуп, возможно, только стал не так агрессивен. Да и надолго исчезнувших с горизонта героев контркультуры уже давно сменили поп-идолы. Приметы времени в фильме представлены всесторонне: гомосексуализм, порносайты, игры «DOOM». Но есть два (возможно, слабых) утешения: саундтрек классического рока от AC/DC до Bon Jovi, который ровесники героев фильма оценят по заслугам, и явно зашкаливающий звездный состав. Но тут, как говорится, дело уже не в количестве, а в качестве. Знаменитые актеры, видимо, тоже переживают все прелести возрастного кризиса. «Отпочивав» на лаврах и в преддверии ухода со сцены они берутся за любые роли, не боясь навредить своей репутации. Фильм, не отличаясь приличным качеством, просто спекулирует на их былой славе и уже немолодой внешности.