Рекламный трейлер «Моста в Терабитию» был смонтирован вполне в духе корыстных прокатчиков. Так, будто он – не что иное, как лучшее продолжение традиций развлекательного детского кино про Гарри Поттера и страну Нарнию. Кажется, в ролик впихнули почти все немногочисленные компьютерные спецэффекты, появляющиеся ближе ко второй половине фильма. Но «чудеса» современных технологий – отнюдь не главное его послание. Поэтому тех, кто ожидает увидеть фэнтези, сделанное по накатанному шаблону, возможно, ждет разочарование. Для думающего же зрителя фильм будет настоящим подарком.
Американское кино для детей – это не только развлечение и чужие компьютерные фантазии. «Мост в Терабитию» учит детей (и не только их, но и взрослых) думать и чувствовать. Удивительно, что его режиссер Габор Ксупо – художник-мультипликатор, создатель нескольких серий «Симпсонов» и «Скуби Ду». По уровню подачи тем: фантазии и реальности, жизни и смерти – его можно сравнить с «Волшебной страной». Но все же «Мост» выглядит более искренним и захватывающим. В нем нет излишней зрелищной помпы, а немногочисленные компьютерные эффекты подчеркивают изящный эстетизм художественных образов, созданных на обычной бумаге. И главный герой здесь не желающий взрослеть странный писатель (чей неестественный образ создан сюрреалистической игрой Джони Деппа), а простые дети, которых играют юные дарования: Анна-София Робб, Дакота Фэннинг и Джош Хатчерсон.
Джесса из бедной семьи третируют одноклассники, называют деревенщиной и смеются над кроссовками, которые ему приходится донашивать за своей старшей сестрой. Мальчик переживает из-за своей бедности и упреков отца, требующего от ребенка взрослого отношения к жизни. Но у него есть своя тайна – нарисованный им самим мир в альбоме. Так и летят серые семейные и школьные будни Джесса, пока в классе не появляется необычная девочка Лесли. Оказывается, она живет в доме по соседству, а ее родители – писатели-фантасты. Кроме того, что Лесли быстрее всех бегает в классе, она еще хорошо пишет сочинения. Лесли тоже невзлюбили в школе. И два отвергнутых талантливых подростка становятся лучшими друзьями. В лесу они находят заброшенный шалаш и придумывают для себя волшебную страну Терабитию, которую нужно спасти от Черного властелина...
Режиссеру и молодым актерам удается показать непростую жизнь детей, их мечты, искания и сомнения. Удержать тонкую грань между реальностью и воображением, не заваливаясь в последнее, не выходя через двери в шкафу или стене в магическую страну. В этой картине главное не сказочные фантазии и воплощение их на экране, а отношения между героями, трагедия столкновения детского вымысла и взрослой жизни.
Существует легенда, что основатель учения о спасении, буддизма, принц Сиддхартха Гаутама до момента просветления жил в роскошном дворце в окружении прекрасных наложниц и не знал о существовании болезней, старости и смерти. И однажды, очутившись за стенами дворца, впервые увидел сначала больного, затем старика и, наконец, похоронную процессию. Это стало сильным потрясением, открывшим Гаутаме первую истину – жизнь есть страдание – и заставившим искать путь освобождения от него.
Смерть любимого человека – невосполнимая утрата. Именно это, а не таинственную Терабитию, предстоит так рано открыть Джессу. Именно оно, а не зрелищные сцены, призвано потрясти зрителей. Человек не может повернуть время вспять, чтобы исправить ошибки, не может вернуть утраченного и оживить мертвого. Он должен принять человеческие ограничения и понять, что без смерти невозможна жизнь, без печали – радость, без страдания – освобождение, без реальности – воображение. Только в этом случае трагедия оборачивается мудростью и мужеством, готовностью принять жизнь такой, какая она есть. А главное – помочь другому человеку, идущему рядом по ее непростому пути. Так, обаятельная, умная не по годам Лесли помогает Джессу обрести веру в себя и свой талант, избавиться от комплексов, справиться со страхами и уничтожить «черного властелина».
Смерть Лесли – не только потрясение и тяжелая травма для Джесса, но очищение-инициация, переход во взрослую жизнь. Но взросление – это не забвение детства с его фантазиями, а готовность открыть свой мир другому. Мир (даже если это волшебный мир твоей души) не может существовать для тебя одного, ему всегда нужен кто-то еще. Открытость друг другу делает нас людьми. Поэтому Джесс, сначала оберегавший Терабитию (превратившуюся в конце фильма в метафору души) от непонимания и вторжения окружающих, строит мост через ручей на другой берег и приводит в сказку свою маленькую сестренку. Несмотря на трагедию, как ни парадоксально это звучит (ведь волшебство не повернуло время вспять и не оживило Лесли), фильм имеет жизнеутверждающий конец. Джесс не замкнулся в себе, «черный властелин» страха и вины не поглотил его. Он смог найти силы и понять, что другие так же одиноки, как и он. И что именно сейчас, как никогда, его любовь и внимание нужны тому, кто рядом и слабее, кто только почувствовал горькую правду жизни.
Беззащитность перед невзгодами жизни и открытость ее радостям – залог появления творческого воображения, стремящегося преобразовать реальность. Одни дети начинают жить по установленным кем-то законам, другие – не могут принять чужую ложь. Переходный возраст – самое сложное время, когда приходит понимание, что жизнь не волшебная сказка, а история с печальным концом. Но спасительная правда в том, что осмысленной и красивой сделать ее все же возможно, если у тебя есть сердце и сила воображения.