Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о планах строительства атомной электростанции на западе страны. «У нас есть опыт по строительству ядерных электростанций. Думаем, что в первую очередь построим ее на западе Казахстана. Потому что цена на газ высокая, газ тоже правильней продавать за границу», – заявил г-н Назарбаев.
От планов – к проектам
Разговоры о строительстве новой атомной электростанции, которая должна заменить экспериментальный реактор БН-350 в Актау, велись достаточно давно. Концепция развития ядерной энергетики обсуждалась еще депутатами Верховного Совета в начале 1995 года. Но определенность в этих планах была достигнута лишь в конце 2006-го. 17 октября состоялось заседание под председательством премьер-министра Даниала Ахметова, посвященное ходу реализации плана мероприятий по развитию атомной энергетики в Казахстане. На нем рассматривалось создание совместного российско-казахстанского предприятия по переработке урана в Ангарске и проект строительства атомного реактора. Ахметов дал задание подготовить до декабря 2006 года технико-экономическое обоснование проекта.
Впервые предложение о строительстве АЭС было озвучено в 1997 году министром образования и науки Владимиром Школьником. Предполагалось с 1998-го по 2005 год построить атомную электростанцию примерно в 300 км от Алматы, на берегу озера Балхаш. В состав станции должны были войти три энергоблока с реакторами ВВЭР-640 общей мощностью 2000 МВт. Балшахская АЭС могла бы вырабатывать 14,8 млрд кВт/ч электроэнергии. Общая стоимость строительства должна была составить 2 млрд долларов.
Разработка проекта велась в тесном сотрудничестве с российским НИИ «Атомпроект» (Санкт-Петербург), которое в 2000 году представило готовый проект атомной электростанции. Однако идея строительства АЭС на Балхаше, который представляет собой уникальную природную систему, вызывала резкие протесты экологов и общественности. 26 сентября 2000 года правительство Казахстана приняло историческое решение об отказе от строительства Балхашской АЭС.
Балхашская АЭС еще раз попала в Концепцию развития урановой промышленности и атомной энергетики Республики Казахстан на 2002–2030 годы в 2002 году. Но окончательного решения по поводу ее строительства принято не было вплоть до 2006 года, когда дефицит электроэнергии заставил правительство Казахстана вновь вернуться к вопросу развития атомной энергетики.
В выборе места для строительства АЭС (Актау) сыграли роль два фактора – дефицит электроэнергии в западных областях страны и наличие необходимой инфраструктуры, созданной еще в советские времена. «Достигнута предварительная договоренность о строительстве АЭС в Мангистауской области на месте реактора БН-350… Технико-экономическое обоснование должно закрепить данную договоренность», – заявил президент АО KEGOC Канат Бозумбаев. По всей видимости, это решение окончательно закрывает проект Балхашской АЭС.
Новая АЭС в Актау будет состоять из трех энергоблоков типа ВБЭР-300 (водо-водяной блочный энергетический реактор). Реактор представляет собой разработку Опытно-конструкторского бюро машиностроения им. Африкантова (Нижний Новгород), в которой использованы технологии, наработанные при создании атомных силовых установок для подводных лодок. ОКБ развило идею использования реакторов для АПЛ в качестве источников энергии для небольших прибрежных поселков и разработало реактор, способный стать атомной теплоэлектроцентралью (АТЭЦ), предназначенной для снабжения электрической и тепловой энергией региональных центров вроде Брянска, Архангельска, Воронежа. Но в России эта технология не нашла применения из-за острого недостатка финансирования.
Каждый энергоблок может вырабатывать до 290 МВт электроэнергии. Суммарная мощность станции составит 870 МВт, и АЭС будет способна производить 6,43 млрд кВт/ч электроэнергии. Это примерно столько же, сколько вырабатывают все электростанции Западного Казахстана.
Что нам даст «мирный атом»
Россия сразу стала партнером в разработке проекта и строительстве новой атомной электростанции в Казахстане. В августе 2006 года было создано совместное предприятие АО «НАК “Казатомпром”» (50%) и ОАО «Атомстройэкспорт» (50%), которое ведет доработку проектной документации и ТЭО. «Владеть же самой АЭС и заказывать ее строительство на территории Казахстана будет специализированная казахстанская компания. Планируется, что инвестиции в строительство АЭС будут осуществляться Казахстаном, но не исключается возможность привлечения и других инвесторов», – заявил президент АО «НАК “Казатомпром”» Мухтар Джакишев.
Атомное сотрудничество было поддержано на самом высоком уровне. Состоялись переговоры на уровне глав правительств и президентов двух стран. «Еще одно перспективное направление – создание СП по разработке инновационных проектов энергоблоков с атомными установками малой и средней мощности. Его промышленная реализация может быть осуществлена на площадке атомно-энергетического комбината в Казахстане», – заявил президент России Владимир Путин после переговоров с Нурсултаном Назарбаевым.
В апреле 2007 года большой интерес к проекту проявила Япония. «Япония может принять участие в строительстве первой казахстанской АЭС», – заявил министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Бактыкожа Измухамбетов после встречи с министром экономики, торговли и индустрии Японии Акирой Амари. Возможно также, что интерес к проекту проявит Великобритания, при помощи которой проводилось выведение реактора БН-350 из эксплуатации. В любом случае проект строительства атомной электростанции будет международным.
Актауская АЭС, судя по высказываниям Назарбаева, должна решить две крупные задачи: улучшить снабжение электродефицитных регионов Казахстана и внести изменения в энергобаланс страны.
В настоящее время 87,7% электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях. 12,3% производится на гидро-электростанциях. По видам топлива на уголь приходится 70% выработки, 10,6% – на природный газ и 4,9% – на нефть. Развитие атомной энергетики позволит вытеснить природный газ из энергобаланса страны. Руководство Казахстана в развитии электроэнергетики сделало выбор в пользу атомной электростанции, чтобы не направлять в энергетику дополнительных объемов природного газа, доходы от экспорта которого в будущем могут существенно вырасти.
Западный Казахстан был всегда электродефицитным регионом. В 1990-е годы требовалось получение извне порядка 3–4 млрд кВт/ч, а после 2000 года недостаток сократился до 1,8 млрд. Снижение зависимости от импорта проводилось путем строительства газотурбинных электростанций в Уральске и Атырау.
По регионам Западного Казахстана выработка электроэнергии составляет 6,4 млрд кВт/ч, а потребление – 7,9 млрд (2005). Для восполнения дефицита электроэнергии требуется передавать из других частей Казахстана или импортировать 1,5 млрд кВт/ч в год. По прогнозам, к 2010 году производство электроэнергии возрастет до 7 млрд кВт/ч, тогда как потребление вырастет до 8,8 млрд. Но ввод в действие атомной электростанции резко изменит положение дел – энергетические мощности Западного Казахстана увеличатся вдвое. Это позволит не только закрыть нехватку электроэнергии, резко сократить ее импорт из России, но и создать избыток, необходимый для более динамичного развития нефтегазовой промышленности и каспийских портов.
Иными словами, строительство атомной электростанции в Актау тесно связано с вопросом развития Казахстана и вхождения его в число 50 наиболее конкурентоспособных государств. АЭС не только открывает возможности для развития высокотехнологичной атомной отрасли, но и обеспечивает электроэнергией нефтегазовую и транспортную отрасли Западного Казахстана.
Строительство атомной электростанции с реакторами новой конструкции, еще не опробованными в промышленной эксплуатации, довольно рискованно, особенно для экономических показателей проекта. Но если будут достигнуты хорошие результаты как по части стоимости электроэнергии и окупаемости строительства, так и по части безопасности, то идея создания атомных ТЭЦ может получить в Казахстане более широкое распространение и привести к строительству нескольких АТЭЦ с реакторами ВБЭР-300 в крупных областных центрах. С просьбой рассмотреть вопрос о строительстве АЭС мощностью 600 МВт в Кызылординской области уже обратился аким Мухтар Кул-Мухаммед. В долгосрочной перспективе можно говорить и о тиражировании технологии для нужд других стран Центральной Азии. На такие перспективы указывает большое внимание к энергетическим атомным проектам со стороны других государств.