Место встречи – РФЦА

Светлана Грибанова
10 декабря 2007, 00:00

Импульс развитию Регионального финансового центра Алматы (РФЦА) придаст вывод на специальную торговую площадку ценных бумаг национальных компаний, так называемых «голубых фишек»

По мнению председателя Агентства РК по регулированию деятельности регионального финансового центра Алматы (АРД РФЦА) Аркена Арыстанова, для привлечения клиентов фондовый рынок страны должен обладать тремя основными преимуществами – эффективностью, открытостью и активностью. Только отвечая этим требованиям, РФЦА может конкурировать с основными торговыми площадками развивающихся рынков.

Город плюс

– Аркен Кенесбекович, не могли бы вы подробнее рассказать о налоговых и экономических стимулах для эмитентов и инвесторов, которые предлагает Региональный финансовый центр? Какие преимущества имеют компании, листингующиеся на специальной торговой площадке РФЦА?

– К 2015 году Региональный финансовый центр Алматы должен войти в пятерку финансовых центров Азии. Для поддержки этой амбициозной задачи государство предприняло целенаправленные шаги в области законодательства, налоговой и административной политики, чтобы упростить доступ эмитентов и инвесторов на казахстанский фондовый рынок. Было принято решение о возмещении затрат на аудит эмитентов. Компании-эмитенты также получают преимущества, выпуская свои бумаги в обращение на РФЦА, например льготы по корпоративному подоходному налогу.

Для инвесторов существует льгота по приросту капитала: от налога освобождены дивиденды и вознаграждения, получаемые от ценных бумаг. Также для инвесторов мы сейчас разрабатываем новые льготы на налог у источника дохода, что очень важно для нерезидентов.

Максимально упрощена регистрация компаний: введена система «одного окна». В течение трех дней участник РФЦА может получить разрешение работать на площадке и, не более чем за две недели, лицензию Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН).

Для урегулирования финансовых споров был создан специализированный финансовый суд, являющийся уникальным в СНГ. Такой суд будет быстро, без волокиты, а самое главное, объективно решать вопросы рыночных взаимоотношений. А это в свою очередь достаточно сильный стимул для привлечения в региональный центр немалого числа крупных мировых брендов.

Затем были приняты шаги по коммерциализации Казахстанской фондовой биржи. Мы хотим сделать ее публичной компанией, листинговать здесь, в Казахстане, перевести на английский язык все правила. Кроме того, планируем упростить листинговые требования, чтобы привлечь на фондовый рынок новые инновационные и средние компании.

– Как РФЦА взаимодействует с городскими властями?

– Достаточно слаженно. Мы постоянно следим за деятельностью успешных финансовых центров мира и даем городским властям предложения по повышению конкурентоспособности города. В частности, планируем разработать совместную государственную отраслевую программу «Алматы – региональный финансовый центр» на период 2009–2011 годов.

Пытаемся помочь городу с финансированием для решения этих задач, добиваемся выделения дополнительных средств из республиканского бюджета на вышеуказанную программу, которая включает строительство метро, дорог, аэропорта, обеспечение города современным общественным транспортом. Нам необходимо еще построить международные центры образования, здравоохранения. Все это вкупе должно создать комфортные привлекательные условия для проживания и работы в Алматы.

К тому же проведение в 2011 году зимних Азиатских игр в Алматы будет способствовать развитию инфраструктуры города.

Без барьеров

– Существуют ли какие-либо барьеры для работы на фондовом рынке Казахстана нерезидентов, как инвесторов, так и эмитентов?

– Для работы на фондовом рынке никаких ограничений для нерезидентов нет. С 1 января 2007 года у нас принят свободный валютный режим, нет задержки и в регистрации. Но, к сожалению, все еще существует ряд задач, решение которых необходимо для дальнейшего развития рынка ценных бумаг и придания созданному центру статуса конкурентоспособного, отвечающего международным требованиям и стандартам финансового центра. Это и отсутствие информации, плохие переводы аналитических отчетов по экономике Казахстана, слабый маркетинг наших эмитентов.

Есть и вопросы по закону о банкротстве и ряду других законодательных актов. Но мы работаем над этим, в том числе и с зарубежными юридическими компаниями.

Интерес иностранных инвесторов к нашему рынку растет. За последний год у нас побывало несколько десантов из многих стран мира – Германии, США, Китая, Малайзии, Гонконга, Южной Кореи. Нам предстоит еще много работы, так как мы конкурируем с другими развивающимися рынками – это и Китай, и Россия, и Индия, и Бразилия, и Восточная Европа. Конкуренция очень высока – кто будет наиболее эффективным, открытым и активным, тот и привлечет больше клиентов.

– Можем ли мы реально конкурировать, к примеру, с Шанхаем?

– Говоря о конкурентоспособности РФЦА, я хотел бы подчеркнуть, что у нас своя ниша, свои эмитенты. Поэтому мы не рассматриваем себя как конкурента Шанхая. Мы пока не замахиваемся на триллионы долларов, говорим о миллиардах.

И если нас сравнивать с Россией и со странами Центральной Азии, то в Казахстане создан более привлекательный инвестиционный климат.

– Какова сегодня капитализация торговой площадки РФЦА? Можно ли прогнозировать ее дальнейший рост?

– Капитализация РФЦА составляет 18 миллиардов долларов. Темпы прироста капитализации ценных бумаг на СТП показывают положительную динамику, что позволяет прогнозировать дальнейший рост. Это всего лишь начальные результаты, наверное, нормальные для первого года работы, но нас они, естественно, не устраивают.

Мы намерены в течение нескольких лет увеличить капитализацию до 300 миллиардов долларов, и где-то до 300 повысить количество эмитентов. Для этого, как я уже говорил, нами ведется большая работа. Недавно мы включили в листинг два новых инструмента: сертификат на акции Сбербанка России и индексный фонд 60 компаний России. Это возможность для казахстанских инвесторов покупать российские акции. Мы можем завести такие же бумаги и из Украины, и из Китая.

– Насколько интересен наш рынок для стран Центральной Азии?

– Они пока не готовы работать на фондовом рынке. Но через два-три года, я думаю, у них также появятся потенциальные эмитенты. К тому времени мы уже сможем принять их у себя. Для этого нам нужно завершить задуманные инфраструктурные изменения и создать базу инвесторов.

Сегодня мы позиционируем Алматы как центр инвестиций для всего региона. Но на первом этапе предполагается, что инвесторы познакомятся с казахстанской экономикой, инфраструктурой, культурой, откроют здесь свои офисы, а потом начнут распространять свое присутствие во всем регионе. Потенциал Центральной Азии очень большой. Это 60 миллионов человек, совокупный ВВП составляет порядка 300 миллиардов долларов. Но пока более привлекателен рынок Казахстана, потому что основные реформы здесь завершены, у нас понятное законодательство и ясные правила игры.

В ожидании бума

– С чем связано небольшое количество сделок, заключаемых на специальной торговой площадке РФЦА?

– Прежде всего с небольшим сроком существования РФЦА. Мы хотим объединить рынок и сделать одну биржу, поскольку у нас еще недостаточное количество инструментов, эмитентов и инвесторов. Именно для активизации рынка создано специальное государственное агентство. Но нельзя ожидать, что все сразу получится. На альтернативной бирже в Лондоне три года ничего не происходило. Зато потом произошел бум. Во Вьетнаме то же самое: сначала сделок было мало, но в течение последних двух лет наблюдается большая активность.

Не нужно также забывать, что основным двигателем развития РФЦА должна была стать приватизация государственных компаний. Однако ни одна «голубая фишка» пока не вышла на рынок. Государство только готовится к этому.

– Но ведь фондирование на зарубежных рынках обойдется нацкомпаниям дешевле?

– Выход на зарубежный рынок с долговыми бумагами действительно выгоднее. Можно привлечь финансирование на два-три процента дешевле, чем на внутреннем рынке. У нас такие институциональные инвесторы, как накопительные пенсионные фонды, по пруденциальным нормативам должны вкладываться в инструменты не ниже, чем инфляция. Ее сегодняшний уровень достигает 11 процентов. А какая «голубая фишка» будет привлекаться под такие ставки? В данной ситуации государство должно найти какой-то консенсус, поскольку оно гарантирует сохранность средств в НПФ и в то же время владеет «голубыми фишками». Необходимо определить, какую часть средств можно разместить на внутреннем рынке, а какую – на внешнем. В результате такого микса есть возможность получить 7–8 процентов, что выгодно для обеих сторон.

Что касается акций, то казахстанский рынок может быть интересен для отечественных компаний. Западные инвесторы ждут, когда будут размещаться акции нацкомпаний, и готовы купить эти бумаги. С привлечением в страну иностранных денег нет проблем. Тут нужно только политическое решение «Самрука» и правительства о выводе этих акций на рынок.

– Растет ли интерес нерезидентов к фондовому рынку Казахстана? В республике открыли свои представительства российские управляющие компании. Не произойдет ли вследствие этого отток инвестиций с казахстанского рынка на российский?

– Однозначно, иностранные участники – и инвесторы, и брокеры – проявляют значительно больший интерес к казахстанскому рынку, чем несколько лет назад. Это связано и с интеграционными процессами, в которых наша страна очень активно участвует, и с достаточно динамичной политикой продвижения Казахстана в целом. Кроме того, на сегодняшний день более 30 казахстанских компаний торгуются на зарубежных биржах, что также ведет к повышению узнаваемости Казахстана. Иностранные участники финансового рынка видят, что мы умеем играть и соблюдать правила игры, в связи с чем и приходят на местный рынок, где, как известно, всегда можно найти достаточно интересные объекты инвестирования.

Многие зарубежные инвестиционные дома сейчас смотрят в сторону развивающихся рынков, к числу которых относят и Казахстан. Это связано с хорошими показателями экономики плюс с тем, что в нашей стране сырьевой сектор является определяющим, а мировые цены на сырье в последнее время растут.

Российские компании приводят инвесторов на наш рынок, а это означает вливание денег в экономику Казахстана, рост ликвидности и является косвенным стимулом для потенциальных эмитентов к выходу на местный фондовый рынок, что дешевле и проще.

Мы заинтересованы в том, чтобы казахстанские деньги при существующем дефиците инструментов на внутреннем рынке вкладывались в хорошие российские или западные проекты. Фондовый рынок – это броуновское движение. Не будет разнопланового интереса, не будет и рынка. Если все будут покупать, то кто же тогда будет продавать? Привлечение разных инвесторов с разными интересами, с разной ценой денег, с разными запросами – вот признаки развитого фондового рынка. В этом плюсы иностранных инвесторов – они создают разноплановый рынок. Российский рынок, например, развивается только благодаря присутствию иностранных инвесторов, в том числе и спекулятивных.

 – Есть ли у РФЦА реальные механизмы влияния на потоки капитала?

– Мы не можем гарантировать, что этот инвестор купит именно эту бумагу. Мы только создаем место встречи эмитента и инвестора. Нам необходимы хорошие компании и ликвидные бумаги. Однако сегодня ситуация такова, что потенциальные эмитенты плохо представляют себе, что такое фондовый рынок и как на нем работать. Предпринимателю стыдно признаться в своем невежестве, а обратиться ему не к кому.

– Но ведь для этого и существуют профессионалы…

– Но у них достаточно клиентов, и они могут выбирать. Вот придет к нему потенциальный эмитент, а он скажет: «Извини, мне неинтересен твой бизнес. У тебя все непонятно, придется структурировать компанию. Лучше я поработаю с “голубой фишкой”». Здесь нужна черновая работа: обучать людей, структурировать предприятие… Эту работу агентство взяло на себя. Так, мы уже провели ряд информационно-образовательных семинаров для национальных эмитентов на тему выхода компаний на фондовый рынок, и такие мероприятия планируем на ежемесячной основе. Мы продолжаем распространять бесплатные брошюры о том, как выйти на рынок ценных бумаг, и о его преимуществах. В рамках заключенных нами меморандумов о сотрудничестве со всеми акиматами есть договоренность о проведении круглых столов в регионах и планы открыть областные филиалы. В настоящее время в агентстве идет работа над изменением листинговых требований с тем, чтобы облегчить выход на фондовый рынок средним компаниям и компаниям start up.

На пути к ликвидности

– Кстати, насколько сегодня Казахстану необходимо национальное рейтинговое агентство? Как продвигается процесс его создания? Почему, на ваш взгляд, не работает национальная рейтинговая шкала S&P?

– Международные рейтинговые агентства нацелены на работу с крупными компаниями, «голубыми фишками». Средний и малый бизнес по существу никому не нужны: ни банкам, ни фондовому рынку. Они не могут получить оценки международных рейтинговых агентств, потому что это очень дорого. Для поддержки средних и малых предприятий наряду с упрощением доступа на фондовый рынок мы предлагаем создать национальное рейтинговое агентство. Малые и средние компании являются локомотивом развития фондового рынка, и они должны получить адекватную оценку со стороны рейтинговых агентств за адекватную стоимость для возможности размещения своих бумаг среди основных инвесторов – пенсионных фондов, населения и других инвесторов. Что для этого нужно? Нужно, чтобы Агентство финансового надзора определило, какие рейтинговые оценки и каких агентств будут приниматься для НПФ. Этот вопрос сейчас на стадии обсуждения с АФН.

Очень показателен в этом плане изученный нами опыт стран Юго-Восточной Азии, где развита система национальных рейтинговых оценок. К примеру, в Малайзии за 15 лет существования национальных рейтинговых агентств решили проблему среднего бизнеса. Они подтянули уровень МСБ, что позволило этим компаниям выйти на фондовый рынок.

Национальная шкала S&P не работает, потому что получение рейтинга для субъектов малого и среднего бизнеса является дорогостоящей процедурой. Поэтому мы планируем установить пониженную тарифную ставку. Национальное рейтинговое агентство уже на днях должно пройти процесс регистрации.

– Как решается поставленная перед АРД РФЦА задача по привлечению населения на фондовый рынок?

– К сожалению, население очень мало знает о механизме работы фондового рынка. Вроде все о нем слышали, но когда возникает вопрос, как купить бумаги, к кому обратиться, куда пойти, возникают большие проблемы. Мы предложили разработать долгосрочную программу по повышению финансовой грамотности населения, начиная от школьников и студентов. На развитых рынках до 30 процентов населения вовлечено в фондовый рынок. У нас это доли процента. Но все это поправимо. Для привлечения денег населения в фондовый рынок есть два пути: вложить деньги в паевые инвестиционные фонды (ПИФы) или доверить их управляющей компании. Культура вложения в ПИФы еще не развита, потому что люди боятся вкладываться в частные организации еще со времен трастов. Фонд защиты инвесторов, вопрос о необходимости которого мы поднимаем, будет способствовать продвижению этого продукта.

Мы считаем, что нужно создать не менее 200 информационно-консультационных центров для населения, в которых любой желающий сможет получить всю информацию о работе фондового рынка и даже вложить деньги. Для этих целей мы планируем использовать филиальную сеть национального почтового оператора – АО «Казпочта», где будут созданы финансовые супермаркеты, они смогли бы привлечь огромные средства со всех регионов.

Для поддержки розничных инвесторов требуется также увеличить число акций приватизируемых государственных компаний, размещаемых так называемым народным IPO.

Необходимо создать механизм, обеспечивающий баланс между банковским сектором и фондовым рынком.

– Не повлияет ли на привлекательность финцентра снижение суверенного рейтинга Казахстана и рейтингов некоторых эмитентов, чьи бумаги торгуются на СТП РФЦА?

– Наоборот, привлекательность отечественного рынка только возрастет. Ипотечный кризис привел к тому, что банки ограничили свои кредитные программы. В этих условиях фондовый рынок становится альтернативой банковскому сектору. Понижение рейтингов, естественно, влияет отрицательно, также как и рост инфляции. Нам нужна инфляция не более пяти-шести процентов, высокие рейтинги, хорошие эмитенты, профессиональная биржа, национальное рейтинговое агентство, высокий платежеспособный спрос населения. Фондовый рынок начинает развиваться только в том случае, когда ВВП на душу населения будет составлять семь тысяч долларов. Тогда у человека появляется интерес к фондовому рынку, к накоплению сбережений.