Toyota заводы в России не строит

Андрей Федоров
10 июня 2002, 00:00

Один из крупнейших мировых автобрэндов повысил статус своего присутствия в России. Но создавать здесь собственное производство не намерен


Так собирают машины на одном из заводов Toyota в США. В России подобного, видимо, не будет

На российском рынке за японскую Toyota Motor Corporation теперь "играет" национальная компания ООО "Тойота Мотор". Она имеет более высокий уровень полномочий, нежели работавшее прежде представительство, и приняла на себя функции дистрибутора по европейской части страны - в Сибири и на Дальнем Востоке дилеры пока взаимодействуют напрямую с торговыми домами из Японии. Уставный фонд российской фирмы составил 1 млн долларов, из которых 70% принадлежит непосредственно производителю автомобилей, а еще 30% - его торговому дому в Японии.

- Открытие новой компании связано с тем, что сейчас автомобильный рынок России постоянно растет, вместе с рынками Китая и Индии он наиболее перспективен, - считает президент ООО "Тойота Мотор" Норио Нака. - Но до сих пор наше присутствие здесь было незначительным: в прошлом году российские граждане купили через официальных дилеров немногим более четырех тысяч машин марки Toyota. Это всего пять процентов от всех проданных в России иномарок.

Такое положение дел японскую корпорацию устроить не могло - ежегодно она производит около 5,8 млн машин, занимая по этому показателю третье место в мире. Для их сбыта необходимо осваивать новые территориальные рынки. Одним из них и должна стать Россия. Уже в этом году "Тойота Мотор" планирует реализовать здесь 7 тыс. машин, а в 2004-м довести объемы продаж до 10 тыс., увеличив свою долю на рынке импортных автомобилей как минимум до 10-15%. Для достижения этой стратегической цели и создана национальная компания, которая уже приступила к работе.

Во-первых, готовится расширение сети дилеров. Пока их одиннадцать, пять из которых в Москве. И для столицы, и в целом для такой огромной страны этого чрезвычайно мало, считают эксперты "Тойота Мотор". Но и раздавать полномочия всем подряд не спешат. К претендентам в дилеры у Toyota Motor Corporation во всем мире единые и весьма строгие требования. В их основе - так называемая концепция трех S. Первое S - собственный автосалон (Showroom), второе - наличие современной сервисной станции (Service Shop), третье - готовность осуществлять поставки запчастей (Spare Parts Supply).

Кроме этих трех компонентов японцы обязательно проверяют финансовое состояние компании и стабильность ее бизнеса, оценивают местоположение автосалона. Чрезвычайно важна личность человека, который руководит фирмой, - ему должны полностью доверять, видеть в нем партнера. А вот опыт работы в автомобильном бизнесе не столь принципиален. Как и то, что потенциальный дилер может продавать одновременно машины других марок, - главное, чтобы это происходило в разных шоу-румах.

Вторым козырем на российском рынке должны стать сами японские автомобили - новые модели и модификации, их надежность, высокие эксплуатационные качества, дополнительные опции, цены. Не случайно именно к официальному началу работы ООО "Тойота Мотор" было приурочено открытие в Москве первого автосалона Lexus и старт продаж новых моделей Camry и Corolla. Все они, конечно же, адаптированы к российским условиям: в машинах предусмотрен "зимний пакет", усилена подвеска, увеличен дорожный просвет.

Респектабельных Lexus в нынешнем году планируется продать не менее трехсот. А вот на Corolla сделана особая ставка. По техническим качествам, дизайну и комфорту ее новая модификация заметно превзошла своих предшественниц, и российские автолюбители это заметили. Апрельские и майские продажи шли в хорошем темпе - за два месяца реализовано около 1200 машин и даже возник небольшой дефицит, поставки не успевали за продажами. Неожиданностью для японцев стал и неплохой спрос на хэтчбеки. В России ведь традиционно предпочитают седаны, которых было заказано 90% от всего объема новых Corolla. А тут вдруг стали активно брать хэтчбеки, продажи которых уже перешли 10-процентный уровень. "Возможно, в пристрастиях россиян происходят какие-то изменения и им становятся ближе вкусы европейцев", - рассуждают японские специалисты.

Однако более основательного присутствия в России в виде собственного производства Toyota в отличие от своих конкурентов из Америки и Европы пока не предполагает. "Говорим ли мы об участии в совместных проектах или о собственном сборочном производстве, необходимо планировать значительный объем выпуска и продаж продукции, - объясняет позицию своей компании Норио Нака. - Спрос на марку на уровне четырех-шести тысяч машин в год совершенно недостаточен для открытия здесь завода. Хотя в целом такие проекты, наверное, полезны: они стимулируют развитие рынка внутри страны, а потребители с приходом иностранных производителей получают дополнительные преимущества".

Нет у Toyota Motor Corporation и каких-либо стратегических планов объединения с другими известными компаниями. Но процесс глобализации мирового автомобилестроения в Стране восходящего солнца, конечно же, отслеживают, что-то берут на вооружение. К примеру, в Калифорнии уже давно работает совместное предприятие с General Motors, в Японии успешно торгуют совместные сбытовые сети с Volkswagen. А один из новых проектов только готовится к реализации. По соглашению с компанией Peugeot в Чехии примерно через три года начнется выпуск абсолютно новой модели маленькой легковой машины. Она станет результатом совместной разработки японской и французской компаний, и выпускать ее будут под обоими брэндами.