Кредитная лихорадка

Андрей Безверхов
2 декабря 2002, 00:00

Сегодня объемы продаж автомобилей в России впервые превысили докризисные показатели. В значительной степени это связано с резким ростом рынка кредитования

Возможность получения кредита на покупку машины декларировалась у нас с середины 90-х. Однако первые робкие попытки перейти от теории к практике были предприняты лишь года три-четыре назад. Но и тогда дело не пошло: высочайшие процентные ставки банков, многомесячная бумажная волокита отбивали у граждан всякое желание брать кредит. К тому же население было психологически не готово к стандартам Запада, где жизнь в кредит считается удобной и выгодной - вещью можно пользоваться, понемногу расплачиваясь за нее в течение нескольких следующих лет.

Фактически рынок автокредитования начал складываться в 2000-2001 годах - банкиров к выдаче займов на покупку автомобилей подтолкнуло появление кредитных предложений, касающихся бытовой техники. Впрочем, говорить о массовости услуги тогда не приходилось - с одной стороны, по-настоящему активным игроком был, пожалуй, только банк ИБК. А с другой - мешали сопротивление дилеров и инертность покупателей, объяснявшиеся малопривлекательными условиями получения и погашения кредитов.

Можно по-разному оценивать деятельность канувшего в Лету ИБК (во многом справедливо критиковавшегося тысячами клиентов), однако именно он инициировал новую волну продаж автомобилей в кредит. Благодаря ему и другие банки оценили колоссальный потенциал этого рынка. Свои кредитные программы вскоре начали предлагать МДМ, "1-е ОВК", ММБ, австрийский Райффайзенбанк. Правда, было это только в Москве, да и случилось не сразу - еще год назад желающие купить машину в кредит должны были потратить массу времени, чтобы найти автосалон и банк, предлагающие подобную услугу.

Встречными курсами

Эксперты единодушны во мнении: переломным на отечественном рынке автокредитования стал 2002 год. Более того, этот рынок по-настоящему и создан был именно в нынешнем году, причем за считанные месяцы: первый всплеск активности игроков (банков, страховых компаний, дилеров, дистрибуторов) был зафиксирован лишь в марте-апреле. "Стабилизировалась экономика, у людей стали расти доходы и, соответственно, уровень жизни, - поясняет вице-президент Московского кредитного банка Катерина Демыгина. - В связи с этим снизились и риски для банков, решивших заняться кредитованием населения".

Еще весной продажу машин в кредит немногие автосалоны предлагали как дополнительную, чуть ли не экзотическую услугу. Однако энергичные действия нескольких банков, заинтересованных в привлечении денег, вызвали лавинообразный рост покупок машин в кредит. Начиная с лета в Москве ежемесячно все новые банки объявляли о начале своих автокредитных программ, и уже осенью практически все столичные дилеры иномарок и многие продавцы российских моделей торговали в кредит. Вслед за ними стали работать по кредитной схеме в Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах.

Поначалу в связке "банк-дилер" инициаторами кредитов выступали банки. "Убеждать дилеров и импортеров в перспективности кредитования было непросто, - рассказывает член правления Райффайзенбанка, начальник управления по обслуживанию физических лиц Александр Колошенко. - Во время весеннего всплеска продаж многие об этом и говорить не хотели. Однако нашлись компании, которые понимали, что через несколько месяцев массовый сброс наличных денег прекратится, и тогда увеличение сбыта станет возможным именно благодаря кредитным схемам. К осени мы подготовили с ними привлекательные совместные акции, и теперь все убедились в их эффективности. Впрочем, наша кредитная программа активно развивалась в течение всего года, и сегодня в числе партнеров банка уже более семидесяти автосалонов из Москвы и Питера".

Энергично действовали и другие банки (уже упоминавшийся ММБ, Межпромбанк, "Русский стандарт"), что в итоге повысило популярность услуги. Это подтверждают и дилеры. По словам начальника отдела продаж автомобилей "Тойота-центра 'Лосиный Остров'" Антона Козлова, в 2001 году салон вообще не торговал в кредит, а сейчас каждый месяц по кредитным схемам реализуется в среднем полтора десятка автомобилей - около 20% от всей розницы. Немногим раньше торговлей в кредит начал заниматься другой московский дилер, продающий разные иномарки, - компания Genser. Как рассказал "Эксперту" ее финансовый директор Игорь Пономарев, в конце прошлого года кредитные продажи не достигали и 10%, а сегодня этот показатель практически удвоился и продолжает расти. Еще более впечатляющие результаты у работающей как с отечественными, так и с импортными машинами компании "Автомир": продажа в кредит некоторых моделей доходит до 30%. Руководитель пресс-службы Александр Брук отмечает, что чаще всего таким образом в "Автомире" реализуются "Лады" 2109 и 2110.

Поэтому теперь, оценив выгоды кредитования, с предложениями о сотрудничестве нередко в банки и страховые компании обращаются уже сами дилеры. "Идет обоюдный поиск партнеров, - говорит Катерина Демыгина из Московского кредитного банка. - С одной стороны, банки стремятся охватить как можно больше салонов для увеличения объемов кредитования, с другой - при наличии кредитных предложений сразу от нескольких банков у дилеров возрастают шансы на продажу. Ведь если клиенту не подходят условия одного из банков или этот банк отказывает в выдаче кредита, то, скорее всего, вопрос будет положительно решен в другом банке. Здесь многое зависит от того, учитывает ли банк все источники доходов клиента, место прописки, возраст и образование, трудовой и водительский стаж, наличие кредитной истории".

Впрочем, альянсы складываются не всегда. Любую из сторон могут не удовлетворить репутация потенциального партнера, его место на рынке, методы ведения бизнеса или качество обслуживания клиентов.

Ставки сделаны

Сегодня цена кредита стала одной из определяющих при выборе клиентом того или иного банка. Оставаясь самой заметной частью кредитного айсберга, процентная ставка по кредиту используется чаще всего как наживка. Поэтому за несколько месяцев ставки по валютным автокредитам снизились с 17-19 до 13-14%, а в рамках некоторых специальных акций еще более соблазнительны - ниже 10%. Однако эксперты утверждают, что в реальности российские банки меньше чем под 18% выдать кредит не могут. Тратя 10% на обслуживание долгосрочного депозита, банк должен еще 8% добавить, чтобы выйти на порог окупаемости кредитной программы (при условии разумного уровня ее рискованности).

Это значит, что снижение предлагаемой ставки происходит либо за счет повышения стоимости других составляющих (страховки, открытия счета, рассмотрения заявки, перевода денег, конвертации долларов в рубли, нотариальных услуг и т. д.), либо за счет каких-то компенсаций или уменьшения некоторых издержек. К примеру, часто есть возможность снизить стоимость страховки. Обычно страховая компания закладывает в нее до 20% вознаграждения агенту, но поскольку здесь агентом выступает банк, то он может отказаться от комиссии и удешевить всю услугу. Другой резерв - отказ от некоторых видов страховок, например страхования жизни заемщика.

Все чаще практикуются и совместные акции участников кредитных программ. "Крупный дистрибутор или дилер может позволить себе дотацию по страховке или по процентной ставке, и тогда появляется возможность снизить стоимость кредита для покупателя, - поясняет Катерина Демыгина. - Обычно это происходит в рамках сезонных акций или для стимулирования продаж тех или иных моделей". Подтверждением могут служить нынешние кампании по продвижению кредитных программ российского Ford Focus, Toyota Corolla, некоторых моделей BMW, Audi, Peugeot.

Однако при этом нужно учитывать еще ряд условий предоставления кредита. Среди них - срок кредитования, возможность досрочного погашения, минимальная и максимальная сумма кредита, размер первоначального взноса, возможность покупки подержанных и отечественных машин, комиссия банка за выдачу кредита, срок рассмотрения заявки и, наконец, какие документы от вас потребуют.

Вот здесь соперничество между банками заметно обостряется. Скажем, максимальные сроки кредитования составляют от полутора до восьми лет, требуемый от клиента взнос собственных средств - от 20 до 35% от стоимости машины, а максимальный размер кредита может быть лимитирован суммой в 20 тыс. долларов или не ограничен вообще.

Но самая острая конкурентная борьба разворачивается вокруг сроков рассмотрения заявки и перечня требуемых документов. Еще недавно период в несколько недель на принятие банком решения о выдаче кредита считался нормой. Ситуацию сломал Райффайзенбанк, который стал рассматривать бумаги за три дня. Сегодня нормальным сроком считаются три-пять дней, и на этом фоне, скажем, Сбербанк и Газпромбанк со своими восемью и четырнадцатью днями соответственно выглядят неповоротливыми. Схожая ситуация и с пакетом документов: в разных банках нужны различные бумаги, всего речь идет о трех десятках. Понятно, что полного перечня сейчас практически никто не требует: обычно необходимо представить десять-двенадцать документов, и с каждым днем этот список сокращается. Так, начав выдачу автомобильных кредитов лишь с июня, Московский кредитный банк уже дважды упрощал процедуру и буквально на днях оставил в списке всего пять необходимых бумаг. А "Русский стандарт" и вовсе готов удовлетвориться тремя-четырьмя документами, правда, он выдает лишь рублевые кредиты и под 55% годовых, покрывая таким образом все свои риски.

Кому достанется кредит

Решившись взять кредит на приобретение автомобиля, потенциальный покупатель для начала присматривает в салоне машину и выбирает банк, где хочет занять деньги (обычно с дилером работают три-пять банков). В выборе может помочь сотрудник автосалона, работающий по кредитным программам. Он знает условия каждого банка-партнера, их преимущества и недостатки, которые должен грамотно изложить клиенту.

Однако так бывает не всегда: стремясь заполучить клиентов, банки нередко стараются неофициально "стимулировать" работников салонов за каждый договор. В беседах с "Экспертом" дилеры отрицали это, туманно ссылаясь на абстрактные методики контроля и пресечения подобных сделок. Но представители сразу нескольких банков уверенно говорят об обратном и даже приводят конкретные примеры. Впрочем, бывает и так, что заинтересованный в продаже автомобиля дилер ищет подходы к банковским служащим, способным положительно решить вопрос о выдаче кредита. А потому многие банки, с одной стороны, все время вынуждены предлагать более выгодные условия, а с другой - стремятся минимизировать "человеческий фактор".

Первенство здесь опять же за Райффайзенбанком, который в апреле ввел электронную программу оценки заемщиков. Внесенные в компьютер полтора десятка позиций позволяют машине достаточно точно определять реальный уровень доходов клиента и его платежеспособность. Причем упрощенный вариант программы есть у каждого дилера-партнера: потенциальный покупатель может предварительно оценить свои шансы на получение кредита и узнать его примерную сумму. То же самое можно сделать по телефону через оператора банка. Это позволило разгрузить банк от заведомо "непроходных" заявок и свести число отказов до более чем скромных 3%. Сейчас Райффайзенбанк ежедневно рассматривает полтора-два десятка заявок и, по словам Александра Колошенко, "при этом нет нужды проявлять чудеса психологии, определяя степень риска в каждом отдельном случае".

Однако не все дилеры считают эту программу объективной. Они говорят, что причиной отказа в выдаче кредита может послужить, к примеру, отсутствие у заемщика домашнего телефона или банковской пластиковой карты, хотя на самом деле человек может быть вполне кредитоспособен. В таких случаях они полагаются на опыт и чутье своих экспертов, которые непосредственно общаются с клиентами. Примерно так же действует и большинство других банков. Но поскольку они рискуют своими средствами, то к проверкам часто подключается банковская служба безопасности, разрабатываются собственные методики оценки клиентов.

По своей схеме

Большинство банков в России при выдаче кредитов на автомобили выбирает такую схему, когда их партнерами выступают еще два юридических лица - страховая компания и автосалон (дилер). Разработана и другая схема взаимоотношений, включающая уже пять организаций; ее принципиальное отличие в том, что здесь действует агент по поиску клиентов, в качестве страховщиков выступают уже две компании, к тому же появляется перестраховщик. В Москве так работает, например, банк "Петрокоммерц".

Партнер банка - компания "Центр-Брокер Страховые консультанты", выступая агентом по поиску клиентов, принимает заявку и анализирует кредитоспособность заемщика. Затем одна страховая компания страхует его жизнь и здоровье, другая - автомобиль и гражданскую ответственность, а перестраховочная компания становится поручителем по сделке.

Как считает начальник управления внедрения продуктов и услуг для физических лиц банка "Петрокоммерц" Анатолий Артюхов, у такой схемы несколько преимуществ. "Во-первых, - говорит он, - банк занимается своим профильным делом - фондированием, выделением средств и не тратит время и ресурсы на поиск клиентов. Во-вторых, всеобъемлющее страхование заемщика и машины существенно снижает степень риска, а еще больше он снижается за счет участия в схеме пятой, перестраховочной компании. В-третьих, это просто удобно и банку, и клиентам, которые уже на первом этапе получают всю информацию об условиях кредитования и видах страховок".

Несмотря на кажущуюся громоздкость этой схемы, ее выбирают многие. Начав выдавать кредиты на приобретение автомобилей лишь в сентябре, "Петрокоммерц" меньше чем за три месяца предоставил средств более чем на 1 млн долларов, а его услуги предлагают 40 автосалонов Москвы. Возможно, свою роль в привлечении клиентов сыграло и то, что банк дает деньги не только на новые иномарки (как это делает большинство других), но также на все отечественные и подержанные машины.

Кому нужны кредиты

Безусловно, заслуживает отдельного внимания и фигура среднестатистического заемщика. По оценке банкиров и дилеров, лишь около 40% получателей кредитов составляют люди, которые действительно не в состоянии пока полностью оплатить автомобиль, но готовы уверенно погашать заем в течение двух-трех лет. В основном это менеджеры среднего звена, которые покупают машины среднего класса стоимостью от 10 до 16 тыс. долларов. Вторая категория заемщиков просто пользуется кредитом как инструментом оптимизации финансовых потоков. В их числе - владельцы и руководители крупных компаний. Они располагают средствами, но не считают разумным единовременно тратить большие суммы. Обычно приобретают дорогие модели - Mercedes-Benz, BMW, Audi, Lexus либо машины подешевле, вроде Skoda - женам и детям.

Большая группа заемщиков - основатели небольших фирм и предприниматели, работающие без образования юридического лица. К ним некоторые банки относятся настороженно, кредиты выдавать не спешат. Другие, напротив, считают эту категорию весьма перспективной и достаточно прозрачной. "Для нас не проблема проанализировать их бизнес, оценить потенциальный уровень доходов и степень риска, - говорит Катерина Демыгина из Московского кредитного банка. - Для этого есть и опыт, и методики". На автокредиты у представителей малого и среднего бизнеса свой резон: машины нередко нужны не столько для жизни, сколько для работы, но вытаскивать крупные суммы из оборота им невыгодно, а на развитие бизнеса такой кредит мало кто даст. Вот и выходит, что заем на покупку машины фактически позволяет сохранить или расширить бизнес. При этом автомобиль может быть куплен как недорогой российский, так и вполне презентабельный импортный.

Если же выводить средние сроки и объемы кредитов, то берут чаще всего от 14 до 18 тыс. долларов, которые погашают за два-два с половиной года.

За пределами МКАД

Столичные города стали первыми и в деле автокредитования: практически все вышесказанное относится к Москве - в большинстве регионов этот рынок все еще пребывает в зачаточном состоянии. Лишь Санкт-Петербург быстро оценил перспективы, и с конца весны здесь активно выдают кредиты на приобретение автомобилей. Сегодняшнюю ситуацию в северной столице "Эксперту" прокомментировал директор дирекции кредитования банка "Менатеп Санкт-Петербург" Николай Головкин:

- Технология предоставления автомобильных кредитов уже обкатана ведущими банками Санкт-Петербурга, и условия у всех в целом похожи. Это наличие у заемщика порядка тридцати процентов собственных средств, обязательное страхование, залог приобретаемого автомобиля, ограничение сумм кредита в диапазоне от пяти до ста тысяч долларов, комплект документов, подтверждающих платежеспособность клиента. Срок рассмотрения заявки составляет три-семь дней, наиболее распространенная ставка - около четырнадцати процентов. По нашим наблюдениям, чаще всего к этой услуге прибегают владельцы стабильных компаний, менеджеры высшего звена, сотрудники крупных российских и иностранных фирм.

Можно предположить, что уже в ближайшие месяцы новшество докатится и до других российских регионов. По крайней мере о своей заинтересованности говорят сегодня многие участники автомобильного рынка. Скажем, Ford, продающий в Москве и Питере в кредит уже двадцать семь процентов собираемых во Всеволожске автомобилей, сейчас активно ведет переговоры с региональными банками и страховыми компаниями. И даже консервативный АвтоВАЗ серьезно занимается собственной кредитной программой, снизив на пять-девять процентов ставки годовых и увеличив сроки погашения займов с года до трех-пяти лет.

Приглядываются к регионам и кредитные учреждения. Так, Анатолий Артюхов из банка "Петрокоммерц" рассказал, что готовится запуск кредитной программы в Нижнем Новгороде, где расположен один из пятнадцати филиалов банка. Изучаются возможности и в других городах, хотя пока во многих из них только начинают появляться официальные дилеры и фирменные салоны, а уровень доходов населения просто несопоставим с показателями обеих столиц.

Приходите завтра

Эксперты прогнозируют бурное развитие отечественного рынка автокредитования в ближайшие три-четыре года. Так, аналитик инвестиционной компании UFG Елена Сахнова в беседе с "Экспертом" отметила, что пока конкуренция на этом рынке ограничивается реальными доходами населения и с их ростом соперничество между игроками будет ужесточаться, а регионы начнут втягиваться в процесс после перетекания туда части финансовых ресурсов из Москвы и Питера. По ее оценкам, стандартная для США и других западных стран доля продаж в кредит (30-50%) в России может быть достигнута не раньше чем в 2005-2006 годах.

Однако ситуация (и об этом говорят практически все) зависит от многих факторов. Прежде всего - от развития экономики в целом и автомобилестроения в частности, легализации и роста реальных доходов населения, снижения ставки рефинансирования, возможности и условий привлечения длинных денег и даже от готовности наших сограждан к западным стандартам жизни, подразумевающим активное использование кредитов.

Предполагается, что постепенно - в течение нескольких лет - на рынке выделится пять-семь крупных банков, имеющих доступ к тем самым длинным деньгам в больших объемах, а остальные просто уйдут либо станут играть роли второго плана. Впрочем, войны между ними в обозримом будущем не предвидится: емкость рынка кредитования физических лиц велика, и пока на нем места должно хватать всем. Что же касается пресловутой процентной ставки, то в ближайшие год-два ее серьезного снижения ожидать не следует, а конкуренция между участниками рынка развернется за богатых клиентов и будет развиваться за счет улучшения сервиса и снижения расценок по другим позициям.