Между больше и лучше

Андрей Федоров
21 февраля 2005, 00:00

Крупнейшие шинные компании страны начинают конкурировать не столько в количественных, сколько в качественных показателях. Это приводит к заметному перераспределению сил на рынке

Все свои прошлые и будущие достижения российские шинники по традиции представляют в феврале, на выставке "Шины, РТИ и каучуки". Главной интригой нынешней экспозиции стала схватка двух холдингов - "Сибур" и "Амтел", которые агрессивно развивают свой бизнес, хотя и выбрали для этого разные стратегии. На выставке их соперничество было особенно заметно еще и потому, что из мировых производителей в Экспоцентре оказался только Goodyear.

Крупнейший игрок отечественного рынка шин холдинг "Сибур" представил наконец свои первые брендированные продукты. Теперь все новые покрышки, а также лучшие старые (хотя и модернизированные) для легковых машин будут выпускаться под двумя марками: в нижнем сегменте - экономичном - это бренд Tunga, в среднеценовом - Cordiant. Они станут зонтичными брендами, под которыми решено делать различные модели. К примеру, под маркой Cordiant уже есть летние шины Comfort и Standart и завершается разработка моделей Polar (зимняя) и Sport. Идти в сегмент "премиум" холдинг отказался, поэтому его третьим брендом назван TyRex, предназначенный для грузовых автомобилей, сельскохозяйственной и специальной техники.

В 2005 году "Сибур" планирует довести долю брендированных шин в своих продажах как минимум до 20%, а в 2008-м этот показатель удвоить. Для этого компания проводит реструктуризацию: вскоре завершится специализация заводов по видам продукции, продолжится их техническое перевооружение, выстраивается современная сбытовая сеть, а рекламный бюджет на этот год оказался самым большим среди российских производителей шин. Кроме того, сибуровцы отказались от выпуска нерентабельных моделей. Генеральный директор компании "Сибур-Русские шины" Вадим Гуринов объяснил это тем, что главной целью становится эффективность бизнеса, а не объем присутствия на рынке. В результате существенно сократилось производство покрышек и по итогам года компания потеряла около 5% своей рыночной доли.

Впрочем, это случилось еще и потому, что не стоят на месте непосредственные конкуренты. Хотя дела у них идут по-разному. Если "Татнефть" (марка Kama) за год отвоевала лишь около одного процента рынка отечественных шин, то его третий игрок - холдинг "Амтел" - уже более четырех. Произведя 14,4 млн шин, эта компания в целом увеличила собственное производство на 21%. Прежде всего это достигнуто благодаря реализации крупной инвестиционной программы: за три года холдинг вложил в производство 200 млн долларов. Только в 2004-м был введен в строй проект "Воронеж I", рассчитанный на выпуск 600 тыс. современных шин в год; завершены работы по проекту "Киров I" (1,3 млн брендированных покрышек); введено в эксплуатацию производство "Киров II", рассчитанное на 2 млн единиц (по оценке экспертов, этот проект - один из лучших по оснащенности в Европе).

Это позволяет "Амтелу" строить еще более амбициозные планы, причем даже в сегменте дорогих продуктов. Недавно в Кирове освоили выпуск покрышек по системе off-take для одного из мировых лидеров - Bridgestone. А в Воронеже холдинг начал строительство нового завода по производству 3 млн высокоскоростных низкопрофильных шин, которые должны будут конкурировать с импортными в сегменте легковых автомобилей и внедорожников. Наконец, в первом квартале этого года "Амтел" должен завершить сделку по приобретению голландской компании Vredestein Banden, выпускающей шины класса "премиум". По словам генерального директора "Амтела" Алексея Гурина, объемы производства этой фирмы сопоставимы с Nokian Tyres, а ее продукция в основном реализуется в Западной Европе. За счет этого российская компания рассчитывает получить доступ к новым технологиям и выйти на зарубежные рынки.

За 2004 год производство шин в России выросло на 1,7%. На этом фоне топ-менеджеры "Амтела" в отличие от "Сибура" заявляют о планах наращивания своих количественных показателей (до 20 млн шин в 2006 году) и увеличении рыночной доли. Правда, оба конкурента сходятся в том, что спрос неуклонно сдвигается в сторону продуктов более качественных, но все же доступных массовому потребителю. Очевидно, именно на этом поле и развернутся самые значимые сражения между шинниками страны.