Автогиганты борются за Россию

Автосалон
Москва, 08.09.2008
«Эксперт Авто» №6 (100)
На прошедшем Московском автосалоне Россию признали одним из ведущих международных автомобильных рынков: впервые все крупнейшие автоконцерны приехали в Москву, чтобы продемонстрировать свои конкурентные преимущества

Девять мировых, семь европейских и несколько десятков российских премьер — такого еще не было в истории автомобильных выставок в нашей стране. Завершившийся на прошлой неделе Московский международный автомобильный салон (ММАС-2008) раскинулся на площади 120 тыс. кв. м — большей, чем, например, авторитетный Женевский автосалон, — и с этого года встал в ряд крупнейших мировых автомобильных выставок. Многие участники подчеркивали, что теперь для них Московский автосалон перешел в категорию «А». Это означает, что сюда в обязательном порядке приезжают первые лица и ведущие топ-менеджеры компаний, а выставочные стенды делаются в соответствии с самыми высокими корпоративными стандартами.

1

Уже с порога было видно, что ведущие мировые автопроизводители постарались на славу. Они явно задавали тон на ММАС, оттеснив на задворки китайцев, которые безраздельно господствовали в «Крокус-Экспо» еще год назад, и затмив россиян. Третьих же стран, например Индии и Ирана, которые еще недавно с выставочных площадок пытались пробиться на российский рынок, в этот раз не было видно вообще.

Рост на фоне падений

Участники салона констатировали, что российский автомобильный рынок уже превратился в самый значимый в Европе — за первую половину текущего года у нас было продано 1,2 млн легковых автомобилей, а к концу 2008 года прогнозируются продажи на уровне 3,6 млн машин. Это больше, чем на самых крупных европейских рынках в Германии и Великобритании, — продажи в текущем году в этих странах должны достигнуть соответственно 3,1 и 2,5 млн автомобилей. Таким образом, по этому показателю мы планируем выйти на четвертое место в мире после США, Японии и Китая.

В денежном отношении общий объем автомобильного рынка по итогам года приближается к отметке в 100 млрд долларов — это более 10% от всего ожидаемого объема потребительского рынка. Сейчас рост находится на уровне 40% в год, и на ближайшие шесть лет прогноз оптимистичный. Аналитики говорят, что на данный момент в России на тысячу человек приходится 200 автомобилей, а через несколько лет страна должна достигнуть уровня в 400 автомобилей — это средний показатель в развитых странах. Предполагается, что такое насыщение, а соответственно и пик продаж, придется на 2014 год, когда рынок дойдет до своей верхней точки в 6 млн автомобилей, после чего начнется медленное охлаждение.

2

Такой бурный рост российского автомобильного рынка происходит на фоне стагнации, а в некоторых случаях почти обвала мощнейших аналогичных рынков других стран. Самые неприятные новости приходят из США, крупнейшей мировой автомобильной площадки. Из-за вздорожавшего бензина и ипотечного кризиса продажи автомобилей здесь стремительно падают: за первое полугодие нынешнего года объемы продаж легковых машин уменьшились аж на 10%, а по итогам всего года уровень их реализации может снизиться до 14 млн (в 2007 году в стране было продано 16,1 млн машин). Невесело дела обстоят и в Западной Европе, где стагнация в области продаж новых автомобилей наблюдается уже последние несколько лет. По итогам первого полугодия 2008 года продажи новых машин в странах ЕС упали на 2% (до отметки в 8,3 млн единиц). В Японии автомобили плохо продаются уже четвертый год подряд (в этом году предсказывают снижение рынка на 1,2%, до 5,3 млн единиц). Особенно неутешительны показатели августа — по итогам этого месяца несколько ведущих компаний (Тoyota, Nissan) снизили свои продажи в Японии более чем на 15%.

На автосалоне в Москве многие известные мировые автопроизводители не скрывали, что Россия отчасти может компенсировать потери от падения продаж в развитых странах. «Российский автомобильный рынок и рынок западных стран сейчас чем-то похожи на качели: на Западе и в других развитых странах спад продаж, зато в России, наоборот, взлет, — резюмировал Масахиро Моро, вице-президент Mazda Motor Europe по маркетингу. — Сейчас российский рынок для нас пятый по значимости после США, Японии, Китая, Австралии и Канады».

Мировые премьеры

Mazda в этом году стала главным ньюсмейкером Московского салона, представив самую значимую мировую премьеру — концепт-кар Mazda Kazamai. Эта машина, название которой в переводе означает «схватка вихрей», представляет собой концептуальную разработку класса так называемых кроссоверов (быстрых компактных внедорожников). Представители Mazda полагают, что именно этот тип автомобилей имеет большие перспективы в России: сегодня примерно каждый десятый продаваемый на российском рынке легковой автомобиль относится к кроссоверам или внедорожникам, и доля этих машин будет расти. «Мы считаем, что, в отличие от той же Европы, тип скоростных кроссоверов в России имеет большое будущее. С одной стороны, русские покупатели любят мощные и быстрые автомобили, а с другой — для плохих российских дорог и сложных погодных условий очень важна высокая проходимость кроссовера», — отметил Масахиро Моро.

3

Другой видный участник автосалона — компания Mitsubishi, которая устроила в Москве громкую мировую премьеру внедорожника Mitsubishi Pajero Sport и тоже заявила, что сегодня Россия превращается для компании чуть ли не в локомотив всех мировых продаж. По итогам текущего года Mitsubishi планирует реализовать в нашей стране 140 тыс., а в 2010 году 170 тыс. автомобилей, и уже в этом году Россия для Mitsubishi рынок номер один после Японии. «Россия превратилась для нас в приоритетный рынок. Продажи автомобилей в США падают, в Японии уменьшается численность населения, а вместе с ней и продажи машин, — отметил Осаму Масуко, президент Mitsubishi Motor Corporation. — Сейчас многие наши модели мы создаем в первую очередь с ориентацией на российского потребителя, в том числе это относится и к новому Pajero Sport, мировую премьеру которого мы решили организовать именно в России».

Те мировые автопроизводители, которые вовремя не заметили потенциала российского авторынка и не могут похвастаться большим объемом продаж, сейчас активно пытаются наверстать упущенное — эту тенденцию тоже четко выявил прошедший ММАС. Так, Citroen, устроив в Москве мировую премьеру обновленной модели Citroen C4, попытался продемонстрировать, что автосалон — отправная точка для настоящего рывка на российском рынке. Ни для кого не секрет, что марка Citroen сейчас в России явный аутсайдер. Она единственный крупный западный производитель, объемы реализации которого в нашей стране в этом году упали (минус 6% по итогам первого полугодия). Свои неудачи Citroen объясняет прежде всего организационными моментами: именно в это время марка переходила на схему поставок через генерального импортера, когда машины ввозятся в страну не через несколько импортеров-дилеров, а через одну дочернюю компанию. Представители Citroen считают, что Московский автосалон — значимая веха, за которой последует стремительное развитие продаж: если по итогам прошлого года на российском рынке было реализовано всего 10,5 тыс. автомобилей марки, то в следующем году компания планирует утроить эту цифру, а в 2010 году выйти на 50 тыс. машин. «Вообще, мы впервые делаем такую значимую мировую премьеру за пределами Франции и западных европейских стран, — поделился с “Экспертом” Савьер Шардон, директор по маркетингу компании Citroen. — Этим жестом мы рассчитываем стимулировать наши продажи в России. В частности, стратегия продвижения нового Citroen C4 — а именно на эту модель приходится более половины наших российских продаж — будет характеризоваться очень агрессивной ценой. Она начнется с отметки в 475 тысяч рублей, и это очень конкурентное предложение в секторе автомобилей такого класса».

Поиск новых технологий

4

В борьбе за российского потребителя ведущие мировые компании выкладывают свои главные козыри. Пожалуй, впервые на Московском автосалоне автопроизводителями была сделана ставка на демонстрацию не столько новых моделей, сколько технологий будущего. Например, Toyota привезла на показ гибридные технологии. Представители автогиганта заявляли возле своего стенда, что, по их мнению, Россия готова к тому, чтобы начать покупать более экономичные и экологичные гибридные машины, где обычный двигатель внутреннего сгорания сочетается с работой электромотора. Toyota рассказывала о преимуществе гибридных автомобилей и о том, что, например, на 45 литрах бензина в такой машине можно запросто доехать, скажем, из Москвы до Риги (около 1 тыс. км). Японцы намерены приступить к реализации в России своей знаменитой модели с гибридным двигателем Toyota Prius уже в следующем году. Тогда же хочет начать продажи гибридных Honda Civic и компания Honda, которая тоже объявила на выставке о своем желании выйти на рынок гибридных автомобилей в нашей стране. В свою очередь Volvo пытается завоевать симпатии покупателей развитием технологий будущего в области безопасности: на автосалоне состоялась премьера Volvo XC60, где впервые установлена система безопасности City Safe, когда машина, двигаясь на небольшой скорости (до 30 км/ч), способна полностью остановиться без участия водителя, если тот не заметит перед собой неожиданного препятствия. А на стенде Volkswagen взахлеб рассказывали, что производимая теперь на заводе в Калуге новинка — компактный внедорожник Volkswagen Tiguan — скоро будет оснащаться уникальной функцией Park Assist. Водителю достаточно подъехать к парковочному месту где-нибудь на узкой городской улочке, и автомобиль припаркуется совершенно самостоятельно, без участия человека. Одновременно представители Volkswagen всячески подчеркивают маркетинговые преимущества, которые дает им работа собственного завода под Калугой. В частности, цена того же Volkswagen Tiguan калужской сборки получается на 10–15% ниже, чем если бы эту машину ввозили из-за рубежа.

Вообще, важность наличия своего производства на российской территории отмечали на выставке многие компании. «Производство автомобилей Nissan начнется в России уже в начале следующего года, и это даст нам ряд важных преимуществ, — говорит Дмитрий Михайлов, директор по производству компании Nissan Manufacturing Rus. — Мы сможем более гибко и оперативно реагировать на пожелания и индивидуальные запросы потребителей — ведь теперь заказанные автомобили не нужно будет подолгу ждать из Японии. Уже сейчас у нас действует специальная компьютерная программа, которая собирает жалобы и предложения клиентов и передает всю информацию для корректировки работы непосредственно на производственной линии».

5

Другие автопромовцы на выставке пытались показать, что с помощью представленных новинок они претендуют на новые сектора российского автомобильного рынка. Например, Hyundai продемонстрировал российской публике, что теперь рассчитывает и на премиум-сегмент: на стенде красовался роскошный седан Genesis, который, как утверждают представители корейской компании, в состоянии конкурировать с такими марками, как BMW или Audi. Honda заявила о вступлении в борьбу за благосклонность потребителей в сегменте больших внедорожников с помощью своей новой модели — крупноразмерного внедорожника Pilot. Land Rover продемонстрировал футуристический концепт LRX, с помощью которого планирует пробиться в сегмент скоростных внедорожников. А Peugeot говорил о своих амбициях на рынке легких коммерческих автомобилей. «В Западной Европе Peugeot является лидером продаж легких коммерческих автомобилей и имеет долю рынка порядка десяти процентов. Мы считаем, что и в России в этой области мы можем добиться успеха», — отметил в интервью «Эксперту» Жан-Филипп Коллен, генеральный директор Automobiles Peugeot.

«Запорожец» и другие

Что же касается традиционных российских автопроизводителей, то выглядели они на ММАС не очень убедительно. Наш самый крупный из них, АвтоВАЗ, сейчас, возможно под натиском зарубежных конкурентов, явно находится в растерянности. Начало сотрудничества с Renault вселило ожидание, что АвтоВАЗ наконец покажет созданные совместно с французами модели, но этого не произошло (говорят, что более или менее внятный план развития совместно с Renault автозавод представит до конца сентября). В центре вазовской экспозиции стоял концепт-кар Lada С-Cross. Этот кроссовер смотрится действительно стильно и современно, но пока его воспринимаешь как некое отвлеченное явление: будущее появление на конвейере этой машины весьма туманно.

6

Более оживленно выглядел стенд «Группы ГАЗ», которая выставила на общее обозрение свою серийную Volga Siber. Эта машина с конца июля производится в Нижнем Новгороде на купленной у Chrysler производственной линии и с 1 сентября продается по 540 тыс. рублей, вполне конкурентной цене ниже иномарок в своем классе. А выступавший на проходившей в рамках автосалона конференции «Автомобильный бизнес» председатель правления «Группы ГАЗ» Сергей Занозин заявил, что Siber не единственная легковая машина, которую будет делать ГАЗ, и что в ближайшее время компания наладит производство еще ряда моделей легковых автомобилей.

Пожалуй, порадовали стенды мелких российских производителей. Например, «ТагАЗ» представил новую собственную марку автомобилей Vortex, ее на заводе начинают делать совместно с китайской компанией Chery. По некоторым данным, в перспективе в Таганроге предполагается выпускать до 150 тыс. таких машин.

А вот российские дилеры активизировались. Компания «Инком-Авто» на заводе в Кабардино-Балкарии расширяет производство китайских автомобилей марки Lifan — теперь в дополнение к седану будет производиться еще и показанный на автосалоне хэтчбек, всего же российский дилер говорит о возможности производить до 50 тыс. автомобилей Lifan в год. О своем собственном производстве (правда, ближе к области тюнинга), а также о продвижении собственной торговой марки заявил и дилер «Рольф». RPM (Rolf Premium Models) — под таким названием теперь «Рольф» будет продавать часть автомобилей Mitsubishi, которые российский дилер дорабатывает в Германии совместно с известным тюнинг-ателье CRD (годовой объем продаж машин марки RPM должен составить порядка 5 тыс. единиц в год).

7

Среди предприятий ближнего зарубежья о своем возвращении в Россию заявил легендарный «Запорожец». Запорожский автомобильный завод представил на выставке новую модель ЗАЗ Sens, которая наполовину состоит из деталей Chevrolet Lanos, наполовину из собственных. Правда, пока неясно, сколько «Запорожцев» нового поколения предполагается продавать в бывшем отечестве.

Дилеры догоняют производителей

И все же сети автодилеров не поспевают за стремительным ростом российского автомобильного рынка продаж. В связи с этим впервые на Московском автосалоне уделялось много внимания бизнесу автодилеров. Прежде всего сами автопроизводители говорили об усилиях, которые они прилагают для развития своих дилерских сетей. «За последние пять лет мы вложили в развитие своих дилерских сетей 500 миллионов долларов, — заявил Кристиан Кремер, глава представительства BMW в России. — При этом мы продолжаем расширять дилерскую сеть и делать так, чтобы владельцев автомобилей BMW обслуживали на самом высоком уровне. Один из последних примеров в этой области: теперь во многих сервисных центрах BMW клиенту на время ремонта предлагают машину в аренду, а иногда бесплатно дают пользоваться подменной машиной».

В дни работы выставки автодилеры под эгидой РОАД (Ассоциация российских автомобильных дилеров) собрались на свою первую всероссийскую конференцию. Глава ассоциации Дмитрий Гулин заявил, что из-за количественного роста автомобильного парка российский рынок уже сталкивается с острой нехваткой дилерской инфраструктуры. По оценкам Вардана Даштояна, директора розничного бизнеса компании «Рольф», в настоящее время в России в общей сложности не хватает как минимум полутора тысяч дилерских центров. Всего на их строительство в ближайшее время потребуется около 30 млрд долларов. Из этой суммы сами дилеры смогут выделить не более 55%. А не менее 13,7 млрд долларов рынок будет получать за счет привлечения кредитов, IPO и других финансовых инструментов.

8

Кроме того, в ближайшее время будет меняться и сама форма дилерского предприятия. Так, в связи с удорожанием земли в Москве и других крупных городах (в 2004 году один гектар стоил дилеру 1 млн долларов, в этом году — уже 3,5 млн) часть своих услуг (например, кузовные работы) дилеры будут размещать в более удаленных помещениях или отдавать на аутсорсинг. «Но это ни в коем случае не будет отрицательно сказываться на потребителе, — поспешил заявить Вардан Даштоян. — Отдавать и получать машину он будет в одном месте, а распределение автомобиля по различным участкам ремонта уже забота самого дилера». Такая форма работы, по мнению участников конференции, позволит существенно сократить очереди, которые сегодня существуют на многие типы работ официальных дилерских автосервисов.

У партнеров

    «Эксперт Авто»
    №6 (100) 8 сентября 2008
    N06 (100) 8 сентября
    Содержание:
    Реклама