Петербургская спецсхема

7 февраля 2000, 00:00
  Северо-Запад

С точки зрения свободного рынка, итог внедрения специальной схемы в Петербурге - явно отрицательный. Создан опасный прецедент вмешательства власти в процесс продвижения товаров. Не случайно крайне негативно оценивает появление нового порядка начальник Северо-Западного территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике Олег Коломийченко: "К сожалению, под предлогом борьбы за качество региональные власти получили юридическую возможность ставить искусственные барьеры на пути свободной конкуренции, - сказал он в беседе с 'Экспертом'. - На самом же деле они борются вовсе не за качество, а за контроль над акцизами".

К счастью, Петербург в отличие от многих других городов еще не полностью перекрыл доступ на рынок производителям из других регионов. Арбитражный управляющий Киришского биохимического комбината (производитель водки и ликеров "Тигода") Юрий Давыдов сказал "Эксперту", что не чувствует преград в продвижении своего товара на питерском рынке. Уполномоченные базы такой преградой не стали, и в принципе Давыдов ничего против них не имеет. Не устраивают только некоторые технические моменты. Во-первых, сегодняшний размер сбора, который взимают базы, - 3 рубля 10 копеек с бутылки - высоковат, и его необходимо снижать. Во-вторых, сама процедура оплаты на базах затянута по времени, что тоже надо урегулировать.

Если иногородние производители алкоголя не сильно пострадали (хотя, безусловно, могли пострадать), то этого не скажешь о питерских оптовых торговцах. Со стороны уполномоченных контор наблюдаются попытки подмять под себя транспортные потоки, клиентуру других оптовиков. Соответствующие жалобы поступили в питерское антимонопольное управление. В данный момент они расследуются.

Ну а что касается повышения качества спиртного, то, по свидетельству специалистов "ТЕСТ - Санкт-Петербург", после введения системы уполномоченных баз питерский рынок алкоголя действительно стал менее опасным для здоровья пьющих. Правда, трудно сказать, произошло ли это именно благодаря базам или просто в результате конкуренции. Производителей алкоголя на российском рынке много; соревнуясь друг с другом, они постепенно повышают качество своих товаров. Кроме того, заметим: в основном люди травились не легальной водкой иногороднего происхождения, а просто подделками. Подделки же через уполномоченные базы не проходят. Их как продавали, так и продают. Так что стоит согласиться с распространенным мнением: качество все же скорее предлог для внедрения системы уполномоченных баз, нежели истинная цель.

Экономический эффект от новой системы - количество денег, поступающих в казну, - в Питере собираются оценить лишь в нынешнем году.

Тем не менее, по мнению представителей государства (тех же налоговых инспекторов), определенная польза от внедрения специальной схемы имеется. Появился хоть какой-то реальный механизм контроля над рынком алкоголя. Особенно за той ее частью, которую формируют поставщики из других регионов. Понять, сколько водки привозится и продается в Питере, раньше было просто невозможно. Впрочем, новый механизм контроля не затрагивает нелегальный рынок водки. Поэтому можно сказать, что новый питерский порядок всего лишь очередная полумера. Настоящим решением может стать только введение полной государственной монополии на производство и торговлю алкоголем.

Есть, правда, и другой путь. Его предлагает Олег Коломийченко. По его убеждению, акцизы надо брать не по месту производства алкоголя, а по месту продажи. Продана бутылка водки - уплати акциз. И учитывать легко - по отметкам в кассовых аппаратах, и деньги останутся в тех регионах, где люди выпивают эту водку. В этом случае отпадет необходимость возводить на алкогольном рынке барьеры. Местные власти будут заинтересованы в поступлении товаров из других регионов.

Елена Кром