У кольца нет конца

С таким уровнем финансирования КАД достроят лет через 200

С троительство кольцевой автодороги (КАД) вокруг Ленинграда предусматривалось еще в Генеральном плане развития города 1966 года. Уже тогда стояла задача разгрузить город как от транзитного транспорта, так и от части внутригородских перевозок. Сегодня, через три десятилетия, Санкт-Петербург задыхается от транспортных перегрузок - по городу трудно проехать из-за пробок, загазованность в центре приближается к критическому уровню. Строительство КАД, правда, идет, но полная реализация проекта выглядит несбыточной мечтой: для его воплощения надо отыскать около 2 млрд долларов.

Есть АО и ТЭО

Несмотря на то, что строительство уже ведется, технико-экономическое обоснование (начавшаяся в 1974 году разработка ТЭО, которую финансировал Минавтодор РСФСР, завершилась в 1984 году) еще не утверждено. Рассматривалось два варианта: "ближний" и "дальний". По второму кольцевая дорога длиннее на 13 км и обходит Петербург на несколько километров восточнее границы города с областью. Первый же предусматривает прокладку магистрали практически вплотную к восточной границе. За счет этого Петербург намерен увеличить объем внутригородских перевозок по КАД. Поскольку область не принимает существенного финансового участия в строительстве дороги, городская администрация выбрала боее выгодный для себя "ближний" вариант.

Для строительства и эксплуатации кольцевой автодороги было создано специальное предприятие - ОАО "КАД Санкт-Петербург". Контрольный пакет - 53% акций - равными долями распределен между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. Остальные принадлежат 39 различным организациям. Функции заказчика строительства в настоящее время исполняет "Управление "Морзащита"", строящее также комплекс защитных сооружений.

Проект предусматривает бесплатный проезд по кольцевой. Привлекавшиеся к разработке итальянские проектировщики предлагали ввести плату за пользование объездной дорогой и обещали окупаемость через 25 лет. Правда, стоимость проекта они при этом оценивали в 1,2 млрд долларов. При бесплатном варианте транспортные потоки будут интенсивнее и, соответственно, нагрузку на трассу следует планировать более высокой. Это, в свою очередь, требует увеличения ширины проездной части - отсюда и 2 млрд.

Достроят потомки

В канун губернаторских выборов подводились первые результаты строительства КАД, хотя ни одного метра дороги до сих пор не введено в строй. В качестве основных достижений подавались объемы засыпанного песка и щебенки, количество забитых свай и уложенных труб, длина прорытых канав (которых оказалось в 137 раз больше, чем было во всем Петербурге в 1913 году).

"Морзащита" обещает построить участок "Горская - Выборгское шоссе" уже в 2000 году и начать строительство южного участка от Бронки до Таллинского шоссе. Таким образом, к 2002 году Петербург может получить два отрезка трассы, которые не смогут выполнять ни одну из возложенных на КАД функций. Завершение строительства дамбы финансируется из федерального бюджета и по оптимистичным прогнозам может быть закончено к 2005 году. Тогда с учетом двух построенных участков будет частично замкнуто западное полукольцо.

По словам генерального директора ЗАО "Лендорстрой" Вячеслава Петушенко, его фирма начала работать на строительстве КАД осенью 1998 году. "Финансирование - отвратительное. Можно сказать, его вообще нет: из федерации ничего не поступает, только долги копятся. Строительство, по сути, заморожено. На первом участке засыпано только 23 километра земляного полотна. При нормальном финансировании даже силами петербургских подрядчиков, без привлечения москвичей, за эти несколько лет можно было построить половину дороги", - считает Вячеслав Петушенко.

Сейчас финансирование строительства ведется за счет Федерального дорожного фонда и городского бюджета. Однако в соответствии с новым Налоговым Кодексом Федеральный дорожный фонд с 2001 года прекращает свое существование. В два раза уменьшаются отчисления и в территориальный дорожный фонд. Согласно плану-прогнозу бюджета Петербурга до 2003 года на объездную дорогу должно быть выделено почти 2 млрд рублей. Однако этот план не учитывал, естественно, налоговых новшеств. Сейчас отчисления на КАД составляют около 0,5% от общей суммы расходов городского бюджета. При таких условиях строить придется лет двести.