Необходима пропаганда

Развитию IP-телефонии в России мешает в основном недостаток информации о ней

IP-телефония (совершение телефонных звонков с использованием интернет-каналов) - сервис, который активно развивается в мире. С помощью Интернета сейчас производится 3, 2% всех международных звонков, что составляет примерно 4 млрд минут в год. Аналитики считают, что к 2004 году через Интернет будет осуществляться 40%, а к 2010-му - половина всех телефонных звонков в мире. В России же этот сервис развит значительно слабее. Тому есть как объективные (недостаточное развитие инфраструктуры, отсутствие гарантии качества), так и субъективные причины: потенциальные потребители IP-телефонии просто мало что о ней знают и уже в силу этого не могут воспользоваться сравнительно новой услугой.

Плюсы и минусы

Преимущество IP-телефонии по сравнению с традиционной телефонной связью, по сути, одно: звонить через Интернет гораздо дешевле. Разница действительно ощутима - в зависимости от региона связь оказывается дешевле в два-три раза. При этом, вопреки бытующему мнению, для того, чтобы воспользоваться IP-телефонией, не нужен компьютер: достаточно обычного телефона и карты, приобретснной у провайдера, который предоставляет этот сервис.

Правда, IP-телефония в России пока значительно дороже, чем на Западе. Если жителю Петербурга разговор с абонентом в Нью-Йорке обойдстся по меньшей мере в 20 центов за минуту, то для американца звонок к нам будет стоить примерно на 50% меньше. Как считают в компании WebPlus, являющейся одним из крупнейших в Петербурге провайдеров IP-телефонии, сравнительно высокие цены связаны с отсутствием развитой инфраструктуры и малым количеством клиентов. Пожалуй, самую дешевую услугу в России на данный момент предлагает компания Tario Communications. В то же время, по мнению директора по развитию Tario Бориса Болунденкова, все провайдеры, включая и саму Tario, могли бы уже сейчас снизить цены до западного уровня, и это не делается только из-за желания сохранять спокойствие на рынке и не вступать в конфликт с традиционными операторами связи.

Основной недостаток IP-телефонии: сравнительная дешевизна сервиса компенсируется не самым высоким качеством связи. Ни один уважающий себя провайдер не станет на 100% гарантировать качество разговора - этого просто не позволяет технический уровень. Поэтому многие представители делового мира относятся к новым возможностям IP-телефонии скептически: ведь не исключено, что в ходе важного разговора абонент не услышит часть фразы собеседника, потому что голосовой пакет "заблудился" или "застрял" на далском сервере в Таиланде или Бразилии. Можно отметить и ещс один негативный фактор: набирать каждый раз в общей сложности порядка тридцати цифр (телефон местного провайдера, 10-15-значный идентификационный код, код страны и телефон абонента) довольно неудобно.

Первые шаги

Одним из первых и наиболее крупных на сегодняшний день поставщиков оборудования для IP-телефонии в России является московская компания CompTek. Как рассказывают Игорь Масленников, специалист по IP-телефонии в CompTek, и Алексей Амилющенко, аналитик в "Яндексе", сама технология стала известна в России с опозданием примерно в полгода после ее появления в мире. Первый шлюз IP-телефонии был сделан совместно компаниями VocalTec и Dialogic. Назывался он VocalTec Telephony Gateway. Можно сказать, что интернет-телефония попала к нам во второй половине 1997 года, когда первый такой шлюз в Россию привсз CompTek.

В феврале 1998 на сайте www.comptek.ru появился список провайдеров интернет-телефонии. К маю того же года он уже насчитывал 50 компаний. Сегодня в России работает порядка сотни достаточно крупных провайдеров, и их число неуклонно растст. Наиболее заметный рост интереса операторов к данной технологии наблюдается в Москве и Петербурге. В Москве это, прежде всего, Tario и "Корпорация ОСС". В Петербурге - WebPlus и "Совинтел". С начала марта 2001 года услуги IP-телефонии начала предоставлять компания BCL (Baltic Communication Limited) - крупный независимый оператор традиционной телефонной связи. При запуске новой услуги компания BCL серьезно изучила этот вопрос, в итоге на потребительский рынок были выведены три группы карт: для звонков в Европу, для звонков в Скандинавию и для звонков в США, Канаду, Израиль. К осени этот сервис обещает запустить и другой известный интернет-провайдер - Lanck.

Болезни роста

Итак, подавляющее большинство российских провайдеров IP-телефонии сконцентрировано в двух столицах. Однако интерес к регионам, несомненно, имеется. По словам менеджера по развитию услуг компании BCL Марии Михайленко, развитие этого сервиса в провинции сдерживает пока низкий уровень развития регионального Интернета, поскольку технология передачи голоса по Сети предполагает наличие необходимых ресурсов, и в первую очередь - интернет-каналов. Наиболее распространснный способ решения этой проблемы - создание партнсрских сетей. При этом убиваются сразу два зайца: с одной стороны, такая сеть - это новые рынки и новые прибыли, а с другой - формирование необходимой инфраструктуры. Первую такую сеть в российских регионах начала строить компания Tario, и сейчас в ее распоряжении имеются уже порядка ста парнсрских серверов по всей стране. Примерно так же ведст свой бизнес и "Корпорация ОСС".

Интересное предположение о будущем IP-телефонии в России высказал директор по маркетингу петербургской компании Quantum Communications Алексей Саминский (его компания предоставляет услуги связи по технологии RadioEthernet, и в том числе IP-телефонию). Как считает г-н Саминский, рано или поздно за этот рынок обязательно возьмутся телекоммуникационные гиганты. По его словам, они неповоротливы, но уж если развернутся, то тем провайдерам, которые живут за счст собственных прибылей, а не инвестиций, придется туго. С этим в принципе согласен руководитель службы передачи данных и телематических услуг петербургского филиала компании "Совинтел" Сергей Рощин. Пример тому - тот же "Совинтел": учредителями компании являются такие "монстры", как "Ростелеком" (владеющий чуть ли не единственным на сегодня оптоволоконным каналом, который соединяет европейскую часть России с азиатской) и "Голден Телеком" (владелец торговой марки "Россия-он-Лайн"). Как говорит Рощин, "Совинтел" не осуществляет агрессию на рынке, хотя, начав предоставлять услуги IP-телефонии в сентябре 2000 года, компания уже полностью окупила все затраты без широкой рекламы.

Отсутствие серьсзной рекламы (а скорее даже пропаганды) услуги является одним из наиболее серьезных ограничений для развития IP-телефонии. Складывается впечатление, что провайдеры как будто и не спешат ознакомить широкие массы с новыми возможностями и ограничиваются рекламой в специализированных изданиях. Львиная часть всей информации об IP-телефонии находится в Интернете, т. е. доступна тем, кто в той или иной степени уже знаком с интернет-технологиями. Как считает коммерческий директор компании Lanck Владимир Обжегин, с широкой рекламой IP-телефонии действительно не спешат. Проблема опять-таки заключается в невозможности гарантировать качество сервиса: большинство провайдеров просто технически не готовы к наплыву массы пользователей.

Государево око

Важный игрок на рынке связи, о котором не стоит забывать, - это органы власти. Те, кто следит за новостями бывших союзных республик, возможно, смогут вспомнить недавний скандал с IP-телефонией в Молдове. Такая ситуация, к сожалению, не редкость, и "телекомы" многих стран с тем или иным успехом борются с частными провайдерами. Известно, что более чем в тридцати странах, в том числе в Индии, Нигерии, Таиланде, Турции и на Кубе были введены ограничения на передачу голоса по интернет-протоколу.

У нас, похоже, пока таких проблем нет. IP-телефония в России - это объект лицензирования (компаниям, уже являющимся интернет-провайдерами, необходимо приобрести дополнение к имеющейся лицензии на предоставление телематических услуг). Впервые высшее руководство заговорило об IP-телефонии вслух в январе 1998 года. Занимавший на тот момент должность вице-премьера Владимир Булгак в интервью корреспонденту издания ComputerWeekly следующим образом охарактеризовал отношение государства к IP-телефонии: "Пока в законодательном порядке такая услуга в России не запрещена, хотя в ряде стран предпринимаются попытки введения ограничений". Чуть позже, в мае того же года, в соответствии с постановлением Коллегии Госкомсвязи исполнительный комитет Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) решил организовать при АДЭ рабочую группу "Интернет-телефония". Ее целью являлась координация деятельности провайдеров, выработка рекомендаций по техническим, качественным и организационным параметрам, описывающим условия осуществления деятельности операторов IP-телефонии, а также составление соответствующей главы в новой редакции "Руководящего документа по телематическим службам". В итоге 1 июня 1999 на очередной конференции АДЭ было объявлено о том, что IP-телефонии легализована, и провайдеры вздохнули с облегчением.

Сложно с уверенностью сказать, насколько свободно провайдерам дышится сегодня. Компании привыкли вести свой бизнес закрыто, и немногие соглашаются поделиться информацией. По этой причине отсутствуют сколько-нибудь точные цифры об IP-телефонии в России: существуют только прогнозы, да и те касаются в большей степени развития этого сервиса в мире, чем в у нас в стране. Перспективы эти связаны в основном с развитием технологии: больше Интернета - больше возможностей для IP-телефонии. Таким образом, остастся только ждать, пока IP-телефония в России превратится в услугу для массового пользователя.

Санкт-Петербург