Рабы любви

Жизнь заставляет администрацию Петербурга жить честно. По крайней мере, при распределении заказов на поставки топлива

Несмотря на отказ выполнять нынешние условия тендера на право обслуживания автобусных парков, ПТК остается поставщиком топлива на условиях прошлогоднего договора. Этот парадокс объясняется особенностями городского топливного рынка.

ЗАО "Петербургская топливная компания" (ПТК) всегда была для города "своей". Она создавалась администрацией Анатолия Собчака в качестве противовеса тогдашнему топливному королю-чужаку "Сургутнефтегазу" (точнее, его дочке-монополисту АО "Нефто Комби"). Но вместо того, чтобы развивать нормальный конкурентный рынок, Собчак решил побеждать одного крокодила другим, таким же. Из ПТК сделали фактического монополиста в обеспечении топливом; компания обеспечивала около 90% потребностей крупнейших городских предприятий - ГП "Пассажиравтотранс", ГП "ТЭК", ГУП "Водоканал", силовых структур и др.

Любовь приходит и уходит

ПТК изначально была поставлена в более выгодные по сравнению с конкурентами условия. Ей были переданы имевшиеся при автопарках АЗС, а там, где заправок не было, компания получила "зеленый свет" на их постройку - с гарантией окупаемости за счет будущих заказов. Формально такие гарантии незаконны (да их на бумаге и не прописывали), но все знали, что ПТК всегда будет поставлять топливо городскому транспорту. Потому что всегда будет выигрывать тендеры. Технология победы проста (она применяется, как говорят, на всех конкурсах по городскому заказу): организаторы тендеров формулируют условия поставок так, что имеют возможность по собственному усмотрению поощрять одних и "задвигать" других. Например, записывают формулировку типа: "Оплата поставок производится по мере поступления средств из городского бюджета" (так было сделано в этом году). И все знают: если кто сунется поперек воли чиновников, будет ждать оплаты своих поставок "до морковкина заговенья", а ПТК всегда получит деньги вовремя.

В подобной деловой схеме есть только одно слабое место - "любимая" компания полностью зависит от чиновников. Стоит любви угаснуть (например, возникнет более привлекательная кандидатура), как благополучие компании заканчивается. Чиновники могут не только лишить бывшую пассию сверхприбылей, но вообще разорить ее. Если, например, после очередного тендера устроят "итальянскую забастовку" - начнут выполнять договор буквально. А вдобавок допустят утечку компромата - чтобы фирму добили давно ждущие благоприятного момента озверевшие от зависти конкуренты...

Что-то в этом роде, как говорят злые языки, и произошло между администрацией и ПТК в прошлом году - "Пассажиравтотранс" стал хронически задерживать платежи, а ООО "Фаэтон" устроило шумный скандал по поводу преференций ПТК (то, что острие критики было направлено против вице-губернатора Юрия Антонова, входит в правила игры - вместе с фавориткой меняется и покровитель). "Разлучница" - компания "Балт-Трейд", входящая в Балтийскую финансово-промышленную группу, - стала энергично требовать свое. Но отвергнутая пассия не пожелала мириться с опалой и попыталась вернуть утраченные позиции под лозунгом "не хочешь по любви - будешь по расчету". И тут обнаружилось, что администрация в свою очередь оказалась в капкане ею же созданной порочной системы.

ПТК достает козыри

Чтобы отбить у ПТК желание участвовать в тендере на 2001 год, чиновники резко ужесточили условия конкурса. Компания, уверенная, что город без нее не обойдется, подала заявку и в ультимативной форме потребовала нормальных условий. Организаторы уперлись, но оказалось, что сменить фаворита не так-то просто. То, что ПТК владела АЗС при автопарках, давало ей огромное преимущество на конкурсах.

Началась психологическая война. Когда дело дошло до подписания контрактов (ПТК выиграла 6 лотов из 10) и ей предложили подписать договор на неизмененных драконовских условиях, бывшая пассия гордо хлопнула дверью. Однако новая, "Балт-Трейд" (согласная, естественно, на любые условия), смогла прибавить к выигранным четырем лотам лишь еще только три - оставшиеся три парка ей было никак не потянуть. И город сдался - договор заключили с ПТК на ее условиях.

Конечно, у бывшей фаворитки осталось всего три парка, но в компании уверены, что вскоре получат еще. "Балт-Трейд" плохо справляется с обслуживанием автобусов - не имея своих заправок на территориях парков и вблизи них, она заставляет автобусы заправляться на своих обычных городских АЗС. Из-за этого автобусам приходится далеко ездить, а иногда и простаивать в очередях. Кроме того, финансовое положение "Балт-Трейд", по слухам, весьма неустойчиво - большинство ее заправок, как говорят, заложено, и у компании нет договора на поставки топлива ни с одной из крупных нефтяных компаний.

Сложившаяся ситуация заставляет администрацию города изменить существующую порочную систему. Но сделать это объективно не просто. В первую очередь надо построить при всех автопарках собственные АЗС (чтобы лишить ПТК преимущества). Но на это в казне нет денег. "Сейчас "Балт-Трейд" взяла на себя обязательства построить станции на территории двух парков и через четыре года передать их в собственность "Пассажиравтотранса"", - говорит чиновник Лицензионной палаты (проводящей конкурсы) Игорь Федотов. И признает, что механизм такой передачи пока не разработан. Между тем, если "Балт-Трейд" решится строить АЗС, то, разумеется, будет требовать гарантий возврата денег (около 200 тыс. долларов за каждую станцию). При старой, протекционистской системе проблем бы не было - любовь на 3 года и все останутся при своих. Но теперь этот номер вряд ли пройдет - придется властям напрягаться.

Санкт-Петербург