"Что делать?"-2

Тема недели
Москва, 03.09.2001
«Эксперт Северо-Запад» №16 (45)
24 октября Северо-Запад получит еще одну стратегию

Любимое занятие российских интеллектуалов и чиновников - рассуждать на тему о том, как нам обустроить Россию. Тем не менее с долго- и среднесрочным планированием у нас во все времена что-то не ладится, последним прорывом в этом направлении можно считать знаменитый план ГОЭЛРО, разработанный еще в пору Серебряного века.

Новый толчок дискуссии дало принятие правительством РФ в качестве рабочего документа так называемого "Плана Грефа". Теперь она, дискуссия, опустилась на уровень регионов, а локомотивом этого процесса стала традиционная площадка российских экспериментов - Северо-Запад. Примечательно, что пока разработка стратегических планов поручается московским политтехнологам.

Концепция доктрине - lupus est

Шестого июля на расширенном заседании Экспертного совета при полномочном представителе президента РФ фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад"" представил вниманию губернаторов документ с пафосным названием "Доктрина развития Северо-Запада России". Однако вопреки ожиданиям, подогретым массированной пресс-подготовкой, собравшиеся для обсуждения губернаторы отказались принять документ даже за основу. Главные упреки, прозвучавшие в адрес разработчиков, - оторванность от практической жизни и неудобочитаемость. "Доктрина" специалиста по ролевым играм москвича Щедровицкого была принята "к сведению", и по инициативе полномочного представителя президента в СЗФО Виктора Черкесова была создана рабочая комиссия по разработке альтернативного документа.

В комиссию вошли представители от всех субъектов федерации, входящих в СЗФО, а также ученые, предприниматели, представители общественности. В заключительной речи полпред пригласил всех желающих принять участие в работе, что можно было бы трактовать и как выражение готовности сотрудничать с разработчиками "завернутой" "Доктрины". Однако, по нашим сведениям, от ЦСР "Северо-Запад" предложение о таком сотрудничестве так и не поступило. Координация работы комиссии была поручена президенту Института системных проектов, в прошлом - сотруднику ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ИА "Постфактум" и администрации президента московскому философу (кстати, учившемуся в МГУ у Г.П. Щедровицкого, отца его нынешнего оппонента) Юрию Солодухину.

Главный вопрос, который интересовал корреспондента "Эксперта С-З": чем принципы разработки новой стратегии будут отличаться от тех, по которым разрабатывалась "Доктрина" ЦСР? С этим я и пришел к господину Солодухину. Однако, если исключить терминологические тонкости, серьезных разногласий на идейном уровне обнаружить не удалось. Более того, по целому ряду вопросов два стратега прямо заявляют о совпадении позиций. А по некоторым другим вольно или невольно друг друга цитируют. Словом, если бы разработчики были готовы к сотрудничеству, два документа - "Доктрину" и еще не написанные "Основы социально-экономического развития Северо-Запада России на период до 2015 года" - вполне можно было бы объединить без ущерба. Вопросы они ставят одни и те же, хотя и в различном масштабе.

Кому выгодно?

Что же делят разработчики? Может быть на создание стратегии выделяются крупные бюджетные средства? Отнюдь нет. Более того, и Петр Щедровицкий и Юрий Солодухин заявляют, что тратят на исследовательскую работу собственные деньги. Директор ИСП при этом уточняет, что суммы эти совершенно незначительны. Так что основной мотив ученых - судьба отечества и их собственная роль в этой судьбе.

По положению об институте полномочных представителей президента в федеральных округах, одна из задач, которые возлагаются на них, состоит в формулировании стратегии долгосрочного развития округов. Пока полпреды выполняли тактические действия по устрашению губернаторов, об этой функции всерьез не вспоминали. Но теперь ситуация изменилась: основная губернаторская масса устрашена (кроме, может быть, в принципе неустрашимых). Получается, что сохранять институт полпредства имело бы смысл, придав ему, помимо, говоря общо, милицейских функций, реальный механизм влияния на региональную экономику. Каков будет этот механизм и будет ли он вообще создан, говорить пока трудно, но очевидно, что стимул для создания некоего плана действий на обозримое будущее существует. Этим и объясняются сначала осторожный интерес, проявленный Виктором Черкесовым к проекту ЦСР, а теперь и его руководство новой рабочей комиссией. Сам полпред комментирует ситуацию следующим образом: "Мы достигли цели - создали площадку для дискуссии; складывается правильное взаимодействие с губернаторами, они не "зажимаются" при обсуждении и не действуют исподтишка. Мы получили импульс и в итоге создали при аппарате рабочую группу из заместителей губернаторов по экономике. Следующим этапом будет создание, вместе с экспертным советом, межрегиональной программы развития".

Вызовы времени

Так или иначе, кто бы ни занимался перспективными планами региона, он неизбежно упирается в отсутствие надежной и точной статистической информации. Достаточно сказать, что Госкомстат не дает данных о ВРП регионов России, а без этого невозможно не только говорить о тенденциях, но и отслеживать уже состоявшиеся изменения в структуре региональных экономик. Какие-то данные, конечно, существуют, но они распылены во множестве ведомств, зачастую и не подозревающих о существовании друг друга.

Еще одна естественная преграда на пути разработчиков стратегий - неоднородность самой территории. Экономическая карта Северо-Запада изначально пестрела очень разными социальными и экономическими показателями. Сейчас эта дифференциация (по уровню экономического развития по бюджетной обеспеченности, по уровню жизни, по инвестициям на душу населения, по демографии) еще более усилилась. Это порождает различие интересов на местах.

Частное (но едва ли не важнейшее) проявление этой проблемы - дифференциация предприятий по рынкам сбыта. Около 67% продукции Карелии идет на экспорт, в существенной части на западные рынки ориентированна деятельность череповецкой "Северстали", в Коми порядка ста предприятий работают исключительно на внешние рынки. Эти предприятия и бюджеты субъектов, их зарегистрировавших, сегодня находятся в привилегированном положении. В то же время очевидно, что в большинстве случаев этот экспорт есть не что иное, как проедание стратегических ресурсов страны.

Глас народа

Даже если разработчикам стратегии удастся найти адекватные ответы на вопрос "что делать?", практическая ценность кабинетной стратегии останется сомнительной. Наиболее сложным (на гране невозможного) остается вопрос практической реализации намеченного. Времена Госплана прошли, и никто не может приказать регионам действовать тем или иным образом. Следовательно, необходим такой документ, который предложит адекватные механизмы координации и стимулы для каждого конкретного субъекта федерации, лидера в субъекте федерации, представителя крупного и среднего бизнеса и т. д., с тем, чтобы все они работали на общие цели и задачи.

Подобный проект может быть осуществлен только в рамках широкой, гласной дискуссии, в которой примет участие максимум добросовестно думающих людей. Петр Щедровицкий рассматривал подобный подход скептически: "...Каждый из нас планирует - на три, пять, десять лет. Жизненные стратегии рядовых людей идут сегодня дальше, чем планы правительства, компаний и т. д. Однако я с трудом представляю, что "рядовой человек" сможет хотя бы дочитать "Доктрину" до конца, не говоря уже о сотрудничестве". Напротив, Юрий Солодухин не прочь спросить мнение широкой общественности. Остается дождаться, когда его вариант стратегии будет написан. Срок назначен - 24 октября.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама