Чума переметнулась в Восточную Европу

Культура
Москва, 03.09.2001
«Эксперт Северо-Запад» №16 (45)
Танцевальный проект What's up?

В петербургском ДК имени 1-й Пятилетки, что на задах Мариинского театра, пятеро странно одетых людей в течение полутора часов делали пассы над переносными галогеновыми лампами, бегали по лестницам, кричали в рупоры, заводили и останавливали метрономы, сообщали, который час (неверно), хохотали, плакали, передвигали полые кубические конструкции. И танцевали. То есть делали то, что подразумевает постмодернистская танцевальная техника. Нарочито небрежная пластика, неподдельная экспрессия жестов, точный расчет взаимных передвижений и кульбиты вполне гимнастического свойства - таков хореографический язык, на котором весьма интернациональный коллектив задал петербургской публике вечный вопрос: в чем дело? В Петербурге на альтернативной сцене "С'танцiя" состоялся единственный спектакль международного танцевального проекта "Обратная психология III: What's up?".

Премьера этой третьей по счету серии обширного международного проекта, созданного умеренно известным нью-йоркским хореографом Йошико Чумой, прошла несколькими днями раньше в Таллине. Группа организаторов - нью-йоркский коллектив School of Hard Knock и ирландская Daghdha Dance Company (оба созданы самой Йошико), а также эстонское агенство 2. tants promotion и петербургская школа джаз-модерн танца "Каннон-данс". "Обратная психология", по словам создательницы, есть тактика побуждения к действию, когда некоему объекту говорят обратное тому, что ему хотелось бы или что он ожидал услышать. В прямом соответствии с этой тактикой петербургскую публику, явно не ожидавшую ничего подобного, уже на лестнице театра вовлекли в пластическую миниатюру "Подземная река". А затем в тесном фойе Джоди Мелник выступила в роли истеричной ирландской "женщины в саду". И все же центральная часть "Обратной психологии" оказалась несколько более традиционной - она была поставлена на сцене полутемного краснокирпичного театра.

Этот самостоятельный спектакль в спектакле - не премьера (как было заявлено в немногочисленных афишах), но сухой остаток "Обратной психологии II", поставленной в 2000 году в Ирландии. Название 30-40-минутной постановки - In Gear ("включенные, сцепленные, действующие") - исчерпывает ее содержание. Четыре танцовщика взаимодействовали изо всех сил. И не только между собой. Пятым, не менее активным элементом действия стал передвигаемый по сцене металлический остов куба, который, по мысли Йошико Чума, символизировал отношения внутри/снаружи сознания, пространства, времени (20-е, 50-е, современность...), культурного контекста. Благо пустой куб можно было набить каким угодно смыслом. Глубокомысленность происходившего на сцене усугубляла электронная музыка Джейкоба Буркхардта (набор более или менее угрожающих шумов вперемежку с ностальгическим патефонным пением Энрико Карузо).

Впрочем, дело Йошико Чумы и ее команды отнюдь не в погоне за идеями и четкостью воплощений. Не случайно в объяснениях к спектаклю г-жа Чума напирает на "взаимодействие нескольких культур". Не случайно и то, что спектакли нового проекта создаются и демонстрируются где угодно, только не в Нью-Йорке. Дело все в том, что некоммерческое искусство, воплощением которого является постмодернистский танец, зависит от фондов и грантов, а они даже таким вполне известным хореографам, как Йошико Чума, даются с большим трудом, в особенности со второй половины 90-х годов. Время некоммерческих трупп, имеющих возможность существовать в Америке на постоянной основе, уходит. И спасением для многочисленных авангардных коллективов становятся международные проекты, связанные со странами Восточной Европы. Йошико Чума и ее танцовщики - не исключение из нового правила. Уже несколько лет они работают по большей части в Ирландии, Боснии, Польше, Эстонии. Следует думать, что появление Йошико Чумы и "Обратной психологии III" в Петербурге - также не только акт свободного художественного волеизъявления, но и дань конъюнктуре. И ответ на вечный вопрос "В чем дело?" оказывается столь же простым и вечным - "В деньгах".

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама