Снимки из подполья

Культура
Москва, 10.09.2001
«Эксперт Северо-Запад» №17 (46)
В Музее Анны Ахматовой открыта выставка "Ленинградский фотоандеграунд"

Выставка довольно большая - она занимает все три зала на втором этаже музея. Два десятка авторов, несколько сотен работ. "Фонтанный дом" славен своими фотоэкспозициями, но некоторые вещи все еще могут удивить посетителя, не привыкшего к здешней эстетике. Например, прямо в выставочном зале стоит рояль, и какая-то дамочка, аккомпанируя себе, распевает романсы. Хотя если уж хочется сопроводить встречу с прекрасным еще и музыкой, поставили бы лучше магнитофон: запись раннего "Аквариума" или каких-нибудь "Россиян" звучала бы в данном случае, право, гораздо уместнее.

Подавляющее большинство фотографий датировано 70-ми годами. И это, пожалуй, все, что их объединяет, в остальном царит эклектика. Изыканные постановочные снимки Бориса Смелова соседствуют с натужными абстракциями Валентина Смирнова, портреты Динары Асановой - с комичными ню, экспрессионистские угловатые дворики - с величественными панорамами Невы. Удачно смотрятся в паре вывешенные рядом фотосерии: "Ленинград 70-х" Сергея Подгоркова и "Петербург 70-х" Леонида Богданова. Там, где Ленинград, - одутловатые физиономии алкоголиков, пивные ларьки, грязные улицы. Петербург: та же натура, но ракурс совершенно иной. Уходящие вдаль перспективы проспектов, вязь решеток. Старушка, которая у Подгоркова в рваном пальто тащит авоську с бутылками, у Богданова опрятно одета и выгуливает ухоженную собачку.

Знаменитый рок-хроникер Андрей "Вилли" Усов представлен снимками, большая часть которых вошла в историю - например, "Музыканты пьют чай". Борис Гребенщиков, еще не сократившийся до инициалов, юный и бородатый. Михаил Науменко - еще худой и живой. Андрей Романов на фоне портрета маршала Устинова. На снимках Ольги Корсуновой - молодые Кривулин, Белкин, Десятников. У Владимира Окулова - Ширали, Кузьминский, Кирилл Миллер. Лица как на подбор одухотворенные, прически - нелепые, одежды - свободные.

На стендах Геннадия Приходько - мозаика кадров с очевидной документальной ценностью, репортажи с выставок в ДК им. Газа и ДК "Невский". Рядом - главная, по идее, сенсация "Фотоандеграунда" - работы Михаила Шемякина. Сенсация, как выясняется, скорее в том, что его городские пейзажи на редкость заурядны. Натюрморты, правда, предсказуемо получше.

Основная идея куратора - противопоставление андерграундного фототворчества официальному - остается, впрочем, не вполне раскрытой. Непонятно, чем в плане искусства так уж отличается фотографирование "героев социалистического труда", о которых иронично упоминается в буклете, от живописания будней рок-музыкантов и непризнанных художников. Передовая доярка, в сущности, не менее сложный объект, чем Гребенщиков. Не говоря уже о съемках города - к Эрмитажу как ни подойди, ничего не изменится. Так что в итоге выставка иллюстрирует банальнейшую мысль: не бывает авторов официальных и подпольных, бывают талантливые - и бездарные.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

Реклама