Вгрызаясь в мурманскую землю

Мы вкладываем деньги не для того, чтобы завтра уйти

Социально-экономические проблемы регионов России во многом связаны с отсутствием крупных инвесторов, недостаточным развитием градообразующих предприятий, зачастую и с безграмотной политикой региональных администраций. Приход год назад в Ковдор (Мурманская область) " Минерально-химической компании", входящей в состав " Группы МДМ", частично решил больные вопросы как самого заполярного городка, так и Ковдорского ГОКа, крупнейшим владельцем которого стали структуры группы. И примеров, когда крупные компании за короткий срок решают проблемы в регионах, появляется все больше.

Об итогах первого года работы "Минерально-химической компании" в мурманском регионе и перспективах развития Ковдорского ГОКа нам рассказал Николай Левицкий, президент компании.

- Год назад "Группа МДМ" получила контроль над Ковдорским ГОКом, заводом "Фосфорит" в Ленобласти, недавно - над комбинатом "Невинномысский Азот". Есть ли сложности в работе с властями регионов, на территории которых располагаются эти предприятия?

- Начинать работу в незнакомом регионе всегда сложно, особенно когда приходит новая команда. Об МДМ - молодой компании - еще год назад никто ничего не знал. Теперь у нас есть положительная история взаимоотношений с девятью регионами России, в каждом из которых есть и социальные, и экономические проблемы, бывали и проблемы с администрацией. Но все решаемо. Мурманская область - один из лучших примеров сотрудничества. 18 сентября 2000 года я был назначен генеральным директором Ковдорского горно-обогатительного комбината. С этого дня мы активно работаем с администрацией Мурманской области.

- Некоторые представители бизнеса считают регион не самым лучшим местом для инвестиций... Как складываются взаимоотношения с Мурманской областью у вашей компании?

- Сегодня регион этот достаточно инвестиционно активен. В начале работы в регионе была некоторая настороженность к нам со стороны властей. Поэтому на первой встрече с губернатором Мурманской области мы хотели достичь взаимопонимания. Ведь отношения с властью - один из узловых моментов работы любого бизнеса.

Год назад в нашем первом соглашении о сотрудничестве с администрацией области мы обозначили важнейшие пункты: завод будет стабильно работать, увеличатся объемы производимой продукции, объем социальных программ не будет снижен.

- И какова же оказалась динамика объема производства за прошедший год?

- Мы даже перевыполнили объем, обозначенный в соглашении. Например, против намеченных 3 млн тонн железорудного концентрата ГОК выдал 3,22 млн тонн, почти на 20% превысили запланированное по производству бадделеитового концентрата. Нам важно было наладить контакт и показать себя, создать обстановку доверия. Летом 2001 года возникла необходимость в новом соглашении: в июне этого года мы с Юрием Алексеевичем подписали соглашение о сотрудничестве, где были зафиксированы уже новые показатели и новые проекты: строительство установки химической очистки бадделеита, строительство Центра семейного отдыха и ряд других социальных обязательств.

- Каковы инвестиционные планы компании в Мурманской области?

- Если год назад наша доля на российском рынке апатитового концентрата была на уровне 11-12%, то сейчас - 14-15%. Это произошло именно за счет масштабных инвестиций в производство. За год мы вложили в ГОК около 11 миллионов долларов - в основном в горно-транспортную технику: новейшие 136-тонные самосвалы и автопогрузчики фирмы Caterpillar. Это не могло не сказаться на производственных показателях - в 2001 году мы впервые достигли рекордных уровней по выпуску основных видов продукции 1989-90 годов. В ближайшее время инвестиции пойдут по трем направлениям: в горную технику, модернизацию цехов и в открытие и разработку новых месторождений (до 2005 года - около 16-18 миллионов долларов в год). Ведь ГОК - одно из двух предприятий России, которое готовит сырье для фосфоросодержащих удобрений. "Минерально-химическая компания" потому и является вертикально интегрированной, что держится на сырьевой базе и перерабатывающих производствах.

- Вы будете реинвестировать? Или это будут деньги банков?

- И то, и другое.

- А в чем сущность холдинга и его польза для каждого из предприятий?

- Три основных фактора. "Минерально-химическая компания" объединяет ОАО "Фосфорит", ОАО "Невинномысский азот" (Ставропольский край) и ОАО "Ковдорский ГОК". Кроме того, в нашей производственной цепочке уже работает наш близкий партнер ОАО "Минудобрения" (г. Белореченск, Краснодарский край). Отдельному предприятию подчас не хватает средств, чтобы осуществить широкую инвестиционную программу. А крупный холдинг - это крупные инвестиции, это аккумулирование средств. Поэтому структура холдингового типа может всего за год оздоровить предприятие и вывести его на новый уровень развития без вывода средств самого завода из оборота.

Второе. Тот же "Фосфорит", например, работает на сырье из Ковдорского ГОКа. А раньше они были разными компаниями с разными владельцами. Из-за нескоординированной политики случались перебои с поставками сырья - таким образом, ни поставщик, ни потребитель не могут планировать свою работу на долгосрочной основе. А остановка цехов хотя бы на один день приводит к убыткам подчас до 500 тысяч долларов.

Теперь за счет четкого взаимодействия с ГОКом "Фосфорит" может на 5-10 лет планировать свое производство и стабильно работать. И "Ковдорский ГОК" может рассчитывать, что всегда сможет поставлять на "Фосфорит" производимый апатитовый концентрат. И третье. Преимущество холдинга еще и в том, что административные и финансовые функции, маркетинговая политика сразу нескольких производств сконцентрированы в единой штаб-квартире, сбыт разных предприятий скоординирован в едином русле. Это позволяет устранить неоправданную конкуренцию, оптимизировать затраты.

- Но крупные структуры почти всегда менее мобильны?

- В рамках глобализации экономики во всем мире образуются крупные холдинги. В нашей стране - тоже. Другое дело, что рождение монополии приводит к снижению уровня конкуренции и качества. Но, думаю, что в нашем случае этого не произойдет, так как конкурентов у нас много. Да и мы не стремимся к монополизации ни в одной из подотраслей производства минеральных удобрений - азотной, калийной и фосфатной. Но одним из серьезных игроков, разумеется, станем.

- Процесс концентрации власти и капитала в одних руках проходит, как правило, болезненно. Как протекал процесс интеграции в вашем случае?

- Сегодня "Минерально-химическая компания" консолидировала более 75% акций Ковдорского ГОКа. Мы работали на вторичном рынке, участвовали в аукционе, приобретали акции у областной администрации. На этом поприще конфликтов не было. Мы избегаем скандалов. Мы вошли в регион достаточно мягко. 75% акций позволяет уверенно себя чувствовать и осуществлять долгосрочные инвестиционные проекты. Кроме того, теперь и администрация области, и горожане, и сотрудники предприятия понимают, что мы пришли надолго. Хотя, когда год назад "Группа МДМ" появилась на ГОКе, некоторая настороженность со стороны трудового коллектива, конечно, была. Новые люди - это всегда перемены, а перемен часто опасаются. Но сейчас контакт с рабочими и служащими найден. Просто мы показали себя грамотным, социально ответственным собственником.

- Как в целом складывается социальное партнерство с коллективом, районом, городом?

- В социальные программы мы ежемесячно вкладываем до 5 миллионов рублей. Люди на нашем предприятии должны чувствовать себя уверенно и комфортно, они должны верить в завтрашний день. В перестроечные годы народ из Ковдора уезжал в среднюю Россию. Сегодня этот отток прекратился, и во многом благодаря нашей социальной политике. Зарплата на ГОКе увеличивается. Если в области средняя зарплата 4-5 тысяч рублей, у нас - около 7 тысяч. Впервые за всю историю комбината количество работающих достигло 6 тысяч человек. Мы поддерживаем спортивные и культурные сооружения в городе, мотокросс, строим Центр семейного отдыха, поддерживаем агрокомплекс.

- А не отягощает ли основной бизнес еще и агропромышленное дело? Это уж совсем не свойственное химикам занятие.

- Агрокомплекс финансируется как социальный объект. И в Ковдоре около половины всей мясомолочной продукции, яиц произведено именно в нашем агрокомплексе. Все же Ковдор - северный город, проблема с питанием очень острая. Работник ГОКа не должен чувствовать на себе перебоев с продовольствием. Кстати, недавно у нас был губернатор Ставропольского края и удивлялся, что надои молока в нашем заполярном комплексе выше, чем в среднем на Ставрополье.

В числе других наших социальных проектов - шефство над одной из флотилий Северного флота, над Алакуртинским пограничным отрядом. Мы открыли регулярное автобусное сообщение Ковдор - Мурманск, обеспечили в Ковдоре прием телеканала НТВ. Это не приносит экономических дивидендов, но социальная политика очень помогает работе в регионе. Это звенья цепочки, которая ведет к улучшению работы предприятия.

- Существует точка зрения, что крупные компании приходят в сырьевые регионы, чтобы выкачать ресурсы, не развивая территорию, и, насытившись, уйти. Есть ли сегодня у такой точки зрения право на существование?

- Такое было характерно в нашей стране для ситуации начала девяностых годов. Сейчас на рынке действуют игроки другого типа. Я могу говорить об этом уверенно, так как у "Минерально-химической компании" и у "Группы МДМ" в целом есть своя история. Мы показали, что вкладываем такие деньги не для того, чтобы завтра уйти: наша стратегическая программа рассчитана на десятилетия.

- Каковы планы компании по развитию минерально-сырьевой базы?

- Уже в ближайшее время мы намерены приступить к разработке нового месторождения руды. Собственно, планы по его разработке имеются давно, но на протяжении последнего десятилетия оно оставалось для предприятия чем-то вроде резерва на будущее: с 1993 года ГОК активно занимается добычей и обогащением "хвостов" так называемых техногенных (искусственных) месторождений. Такая переработка отходов собственного производства, накопленных за предыдущие тридцать с лишним лет работы комбината, имеет важное природоохранное значение. Тем не менее она являлась вынужденной мерой: сохранив выпуск апатитового концентрата на уровне в 1,6 млн тонн, ГОК сумел добиться внушительной, до 20%, экономии на дорогостоящих вскрышных работах.

Содержание полезного компонента (пятиокиси фосфора) составляет в новом месторождении 6%, почти в два раза больше, чем в том сырье, на котором комбинат работает сейчас. Разумеется, это потребует и разработки новой технологии обогащения руды. Образцы пород уже отправлены на лабораторные и технологические исследования в Горный институт Кольского научного центра РАН. Лабораторные испытания должны завершиться уже в нынешнем году, опытно-промышленные - в 2002-м. Специально для исследовательских работ планируется реконструировать опытную фабрику ГОКа.

- Расскажите, какие тенденции складываются сегодня на рынке минеральных удобрений?

- Хотя сегодня происходят положительные процессы - доля экспорта увеличивается незначительно, а сельское хозяйство начинает возрождаться - в целом ситуация в отечественном агропромышленном комплексе довольно тревожна. Но спрос на удобрения со стороны сельского хозяйства удовлетворяется всего на 6-10% от научно обоснованной потребности. Все остальное идет на экспорт. Отсюда велика опасность общего обеднения почв, резкого сокращения объемов продукции растениеводства. Специалистами подсчитано, что для насыщения российского сельского хозяйства необходимо ежегодно 16,5 млн тонн минеральных удобрений. А это - необходимость масштабного строительства новых агрегатов, так как существующим уже от 20 до 25 лет. Следовательно, необходимы очень серьезные инвестиции. Сегодняшние крупные промышленные объединения, включая "Минерально-химическую компанию", не могут осуществить их в полном объеме - это может обеспечить только государственная программа.

- Каковы должны быть пункты такой программы?

- Прежде всего - это механизм привлечения иностранных инвестиций, например, кредитов зарубежных импексбанков. Но деньги не пойдут в Россию без правительственных гарантий и межправительственных соглашений, которые улучшат инвестиционный климат. Кроме этого, необходимо регулирование законодательства в области естественных монополий с учетом интересов химической отрасли. В общем, от государства даже не деньги требуются, а скорее создание общего инвестиционного климата, чтобы дать понять зарубежному инвестору, что, вложив деньги, он получит реальные дивиденды.