Топтание на месте

Российская электронная коммерция ожидает радикальных перемен

В начале ноября в Петербурге состоялась IV Российская конференция по электронной коммерции. Более ста участников, представителей отечественных ИТ-компаний и интернет-бизнеса, искали ответ на вопрос: можно ли говорить об электронной коммерции как о сбывшейся реальности или она так и осталась, по большому счету, мечтой? Большинство выступлений были преисполнены оптимизмом: "От иллюзий к реальному бизнесу", "От хаоса к системе", - провозглашали участники.

Первым, кто поставил под сомнения радужные прогнозы и задал тон дальнейшим дискуссиям, был один из гуру российского Интернета, президент "Коммунивер. сети" и руководитель проекта TechInvestLab. com Анатолий Левенчук. "Я не в первый раз участвую в такой конференции в Петербурге, и у меня складывается впечатление, что если взять стенограмму прошлогодних выступлений, то мы не увидим никаких изменений по сравнению с днем нынешним: задаются прежние вопросы, проблемы год за годом одни и те же", - утверждал Левенчук. Участники конференции все же склонялись к выводу, что "подвижки" в развитии e-commerce есть, хотя о серьезных качественных изменениях говорить рано.

Человеческий фактор

Вообще говоря, предпосылки для интенсивного развития электронной коммерции в России существуют, поскольку интерес отечественных компаний к использованию Интернета с каждым годом растет и они могли бы стать локомотивом развития этого вида торговли. Этого не происходит главным образом потому, что крайне мал спрос на такого рода услуги - очень невелико общее число пользователей Интернета, являющихся потенциальными клиентами интернет-торговли.

Число активных пользователей Интернета в России, то есть людей, заходящих в Сеть хотя бы несколько раз в неделю, не больше 2 миллионов человек. Из них услугами e-commerce пользуются 10-15%. Этого очень мало для рентабельной работы поставщиков услуг. По некоторым оценкам, к 2002 году в Сети будут находиться примерно 5 миллионов. Но и этого окажется недостаточно для серьезного роста электронной коммерции, если останется нынешняя крайне низкая по меркам развитых стран (там она в несколько раз выше) доля пользователей Интернета, прибегающих к услугам e-commerce.

Рост этого показателя в России тормозит ряд причин. Как отмечает руководитель проекта "Алкор Пэйкэш" Виктор Достов, одна из них банальна - общая бедность. "Средний американец тратит в десять, двадцать раз больше денег, чем россиянин, на розничные покупки вообще, а уж на покупки в Сети - и говорить не приходится. У них оборот розничной торговли в Интернете измеряется миллиардами, у нас с трудом дотягивает до нескольких миллионов и растет очень медленно", - отмечает Достов. Понятно, что рост благосостояния населения определяется развитием российской экономики, и, пока ее состояние далеко от западных стандартов, рассчитывать на приближение масштабов электронной коммерции к уровню развитых стран не приходится.

Между тем, главной все же представляется другая причина - консерватизм покупателей. Даже при нынешнем уровне доходов граждан число покупок через Интернет могло бы быть гораздо больше, если бы люди активнее пользовались возможностями Сети. С одной стороны, это обусловлено молодостью и малым опытом интернет-аудитории, большинство которой сформировалось только за последние два года. С другой стороны, свою роль играет крайне низкий уровень развития в стране торговых технологий. В стране не получили еще широкого распространения пластиковые карты и вообще безналичные способы расчетов в розничной торговле, не развита система заказов по телефону и т. д. К тому же в России еще не поняли, что время - деньги, и проблема экономии времени поиска и покупки товаров не стоит ребром. Кстати, в сфере торговли между юридическими лицами ситуация в этом смысле как раз более благополучная - и потому e-commerce в формате В2B (business to business - межкорпоративные торговые сетевые площадки) развита гораздо сильнее.

Инфраструктура

Что зависит от самих IT-бизнесменов, так это уровень сопутствующей их делу инфраструктуры, который прямо отражается на доверии покупателей к электронной коммерции. По логике, Интернет притягивает пользователя для покупок и проведения банковских операций исключительно с точки зрения оперативности и удобства - все вопросы решаются с одного места без лишних передвижений и траты времени. Именно поэтому качество механизмов проведения денег через Сеть и быстрая доставка покупок становятся критерием привлекательности.

С доставкой все ясно: интернет-магазины либо сотрудничают с курьерскими службами, либо создают свое подразделение для этого. Последнее не слишком удобно для владельцев магазина, но выгоднее для покупателей, поскольку оперативность и надежность доставки товара в таком случае повышается. Здесь изменений не много: IT-компании по-прежнему предпочитают договариваться с курьерскими службами, не слишком прислушиваясь к мнению покупателей.

В последнее время серьезно улучшилось качество систем электронных платежей. Специализирующиеся на этом компании приобрели опыт и утвердились на рынке. Однако основные трудности для владельцев интернет-магазинов, ориентированных на российского потребителя, связаны с тем, что у потенциальных покупателей просто нет ни банковских счетов, ни кредитных карточек, ни чековых книжек, которые используются в кредитных платежных системах. Использование же "электронных денег", как показали исследования в 2000 году, и вовсе не вызывает доверия населения в силу их кажущейся виртуальности. За текущий год ситуация с перенесением платежей в Сеть кардинально не изменилась, и основную их часть IT-магазины пока получают наличными при доставке.

Схожие проблемы и с развивающимися системами интернет-банкинга (банковские услуги) и интернет-трейдинга (биржевая торговля). Есть механизмы, есть зарубежный опыт, есть уже и несколько удачно реализуемых у нас проектов, но опять же не хватает стабильного роста интереса к этим видам сервиса. Хотя, например, на ММВБ 60% всех операций проходит сейчас через Cеть, а число банков, использующих операционные сервисы Интернета, за этот год немного увеличилось, специалисты считают это лишь признаком начала настоящего роста в будущем.

Право не развито

По словам научного сотрудника Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН, эксперта по вопросам права в Сети Виктора Наумова, в России не существует отдельной отрасли законодательства, регулирующей электронную коммерцию. Нельзя назвать обширной и существующую судебную практику, имеющую отношение к использованию Интернета.

Однако кое-какой прогресс все же наблюдается. За последние полгода были разработаны законопроекты "О предоставлении электронных финансовых услуг" и "О сделках, совершаемых при помощи электронных средств". А в начале июня Государственная Дума в первом чтении приняла законопроекты "Об электронно-цифровой подписи" и "Об электронной торговле". Сейчас они практически подготовлены ко второму чтению.

Впрочем, это все лишь подвижки и к реальным изменениям правового положения e-commerce они пока не привели. Пока что электронной коммерции приходится по-прежнему использовать для своего существования правовые лакуны, не позволяющие ей, впрочем, стать полноценным видом экономической деятельности (для нее не разработаны торговые сертификаты, не определена система налогообложения и т. д.). Недоверие со стороны инвесторов, потенциальных покупателей, низкие темпы развития e-commerce - все это прямое следствие внеправового развития Интернета в России.

Отрасль или инструмент?

Степень зрелости электронной коммерции в России можно, видимо, оценить и по тому, стала ли она уже вполне самостоятельным видом торговли (как на Западе), или все еще представляет собой лишь один из инструментов ведения бизнеса. Генеральный директор компании Admin Ltd Михаил Новиков уверен, что за прошедший год все иллюзии развеялись и электронная коммерция стала "реальным сектором экономики". "На рынке электронной коммерции действуют законы, работающие в других отраслях, и это говорит о том, что этот рынок состоялся", - утверждает Новиков. Президент компании "Вэб-План Групп" Сергей Нехаев не согласен с этой позицией. Для него электронная коммерция - лишь эффективный инструмент.

"По нашему мнению, перспективы развития бизнеса - в максимальном использовании информационных технологий. Это должно внести изменения в менталитет самого бизнеса. Электронная коммерция как инструмент сочетает в себе одновременно информационные, инфраструктурные и организационные возможности. Это действительно средство, позволяющее высвободить огромные трудовые и финансовые ресурсы", - считает Нехаев.

Анатолий Левенчук склоняется к такому же мнению: "Там, где реальный бизнес, там не употребляют слов "электронная коммерция". Такие слова, как e-commerce, e-business, употребляют при разработке маркетинга проекта. Как только в этих проектах появляются деньги, то тут же меняются и слова. Это говорит о том, что есть просто бизнес и хороший бизнес, который должен обращать внимание на Интернет".

Менеджер по развитию компании "АНД-Проджект" Игорь Илюхин придерживается схожей позиции: "Тенденция сегодняшнего дня в том, что в электронную сферу приходит реальный бизнес. При этом автономная электронная коммерция (например, интернет-магазины, торгующие только в Сети) отходит на второй план перед использованием средним и крупным бизнесом электронных систем в качестве дополнительного инструмента своего развития".

На пороге взросления

Даже если отстраниться от этих рассуждений, признаки недоразвитости e-commerce вполне очевидны. Они наглядно проявляются в самом массовом направлении электронной коммерции - интернет-магазинах. В настоящее время реально действует (являются не просто рекламной страничкой в Рунете, а имеют хоть сколько-нибудь значительный оборот) около 300 магазинов. Хотя их число постоянно растет, у большинства магазинов как не было, так и нет четкой бизнес-идеи, и их качество мало чем отличается от уровня начального этапа становления российского Интернета. Конечно, есть и приятные исключения: Ozon, Bolero, Porta - но их мало. По разным данным, за месяц заключается всего 25-30 тысяч сделок, а розничный оборот интернет-магазинов в среднем составляет не больше 40 млн долларов. Мало того, этот бизнес пока крайне нестабилен - фирмы работают на грани рентабельности.

Между тем, как считает Сергей Нехаев, назрела необходимость создания отраслевых информационных систем, с помощью которых можно будет значительную часть промышленного товарооборота (до 70%) перенести в сферу IT-бизнеса, где сейчас в основном доминирует розничная торговля. По его мнению, такой подход сможет в десятки раз увеличить объемы финансовых потоков, проходящих через Интернет, по сравнению с существующими сегодня показателями. Такое мнение прямо подтверждает тенденцию роста электронной коммерции за счет B2B-систем. Это направление не так массово, а значит, не так заметно, но зато более осознанно и целенаправленно.

Все же можно говорить о том, что российская электронная коммерция находится на стадии готовности перейти от подвижек к изменениям более глобального характера. Это будет ее второе дыхание - эмоциональные потуги на фоне неготового рынка, незащищенности участников сделок, отсутствия нормативных актов сменятся продолжительным и ритмичным развитием.

Санкт-Петербург