Летом в Калининграде появились слухи, что мебельный рынок региона пополнится новым солидным игроком - планы открытия мебельного производства в Калининградской области якобы вынашивает известная в России транснациональная корпорация IKEA, специализирующаяся как в мебельном производстве, так и в оптово-розничной торговле. Слухи, однако, долгое время ничем не были подтверждены - даже у калининградских профессионалов мебельного рынка не было исчерпывающей информации на этот счет. Наконец, в конце сентября "Интерфакс" сообщил, что IKEA действительно собирается построить в Калининградской области мебельную фабрику. Причем совместно с крупнейшим литовским производителем фанеры Klaipedos mediena. Компаниями был подписан соответствующий протокол о намерениях, согласно которому уже в начале 2003 года начнется выпуск продукции.
Особенности регионального рынка
В Калининградской области, с середины 90-х годов переживающей настоящий бум мебельной промышленности, никогда не было таких мебельных гигантов, как, например, подмосковные фабрики " Шатура" и " Электрогорскмебель", обеспечивающих (по данным Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России) примерно 20% отечественного рынка сбыта мебельной продукции. Калининградский мебельный бизнес держится, как правило, на мелких и средних предприятиях, которых в настоящее время, по словам исполнительного директора Ассоциации калининградских производителей мебели (АКПМ) Евгения Уварова, насчитывается более пятидесяти. Крупнейшими из них, как отметил президент АКПМ Владимир Присяжный, являются " Максик", специализирующаяся на производстве мягкой мебели, " Ульфат" (сейчас компания меняет название), " Даллас", " Интердизайн" и некоторые другие. В сентябре 1997 года семь фирм - производителей мебели учредили АКПМ. За четыре прошедших года число членов ассоциации удвоилось, и теперь предприятия, в нее входящие, обеспечивают примерно 50% производства мебели в регионе.
По словам Евгения Уварова, отличительной особенностью подавляющего большинства калининградских мебельных предприятий является то, что "это частные предприятия с отсутствием доли госкапитала" и что "все фирмы, входящие в ассоциацию, начинали с нуля и с арендованных под производство площадей". Главная причина расцвета мебельного бизнеса региона - Закон об особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области, благодаря которому, собственно, и заговорили о мебели как о явлении в экономической жизни региона и который, в сущности, стал главной причиной появления в области этого импортозамещающего производства.
Действующий в области с 1996 года режим свободной таможенной зоны - наиболее эффективно работающий блок Закона об ОЭЗ - позволил кустарный промысел превратить в полноценный сектор промышленного производства. Начав с примитивной сборки мебели из импортных комплектующих, на рубеже веков калининградские мебельщики вышли на рынок России с продукцией, по многим позициям не уступающей европейской. И, что важно, из-за льгот ОЭЗ и невысокой стоимости труда в области более дешевой. Высокий уровень качества мебели с ярлыком "Сделано в Калининграде" подтверждается многочисленными дипломами и медалями, которыми была удостоена продукция на региональных и международных выставках.
Сегодня, по словам Евгения Уварова, за счет российских потребителей обеспечивается примерно 90% сбыта региональных мебельщиков, отправляющих свою продукцию в более чем 30 точек страны. Доля рынка калининградской мебели в России, по мнению руководителя компании " Нимакс", депутата калининградского горсовета Александра Мусевича, составляет примерно 5-6%, а ежемесячный объем продаваемой в России продукции им оценивается не менее чем в 2 млн долларов.
Если в советские годы в области работало всего две мебельные фабрики - в Калининграде (нынешнее АО "Балтмебель", специализирующееся на производстве мебели низкой ценовой категории) и Черняховске, а спрос был ориентирован в основном на мебель литовского и польского производства, то теперь география областного мебельного производства охватывает уже Калининград, Советск, Гвардейск, Багратионовск и др., а потребитель все чаще предпочитает польскому импорту, в начале 90-х, можно сказать, безраздельно господствовавшему на калининградском рынке, отечественную продукцию.
Все начиналось с табуреток
Поляки стали первыми наставниками калининградских мебельщиков. Именно у них, по мнению Александра Мусевича, был заимствован первоначальный опыт производства, из Польши же были перенесены на калининградскую почву модели менеджмента и маркетинга в мебельном бизнесе. "Развитие отрасли началось с изготовления примитивных табуреток и тумбочек", - признается Евгений Уваров. Собственноручно сделанные табуретки и тумбочки, однако, терялись поначалу на фоне объемов торговых операций, которые осуществляли калининградские предприниматели, перепродавая в Россию мебель, собранную из импортных комплектующих, пользуясь таможенными льготами ОЭЗ.
Перелом наступил во второй половине 90-х, когда группа дальновидных бизнесменов-мебельщиков осознала преимущества полноценного производства над примитивной сборкой. Именно тогда арендованные площади, где собирали импортные гарнитуры и диваны, а также выстругивали ножки для доморощенных табуреток, стали превращаться в полноценные мебельные фабрики. Параллельно калининградские деловые люди обратили внимание на оформление отношений и выработку консолидированной позиции по различным вопросам как собственно бизнеса, так и политических аспектов предпринимательской деятельности. Кроме того, прощупывалась почва для выхода продукции на европейский рынок. Однако в настоящее время доля экспорта в общем объеме производства местных мебельщиков незначительна.
"Пока мы не готовы к выходу на европейские рынки", - признается Александр Мусевич, отмечая, что для равной конкуренции с Европой, региональной отрасли нужно не менее трех лет.
Наш козырь - мобильность
Тем временем Европа в лице компании IKEA сама решила пожаловать в Калининград. Калининградские производители мебели далеко не однозначно восприняли новость о возможном вторжении в свою вотчину конкурента мирового масштаба. Так, по мнению того же Александра Мусевича, приход IKEA может отрицательно отразиться на конкурентной среде калининградского мебельного рынка. "У IKEA хватает подкожного жира для того, чтобы держать низкие цены, а калининградские производители такой возможности лишены", - считает он.
Впрочем, существуют и диаметрально противоположные точки зрения. "Если IKEA откроет производство в Калининграде, это для нас огромный плюс. Компания производит очень примитивные вещи, которые можно поставить на поток", - так прокомментировал возможное появление мебельного гиганта в эксклаве Владимир Присяжный. Региональные мебельщики, как показала практика последних лет, ориентируются в основном на мелкие и средние, более или менее эксклюзивные заказы. И в этом их отличие от потенциального конкурента с Запада и наиболее агрессивных реальных соперников с "материковой" России. Тем более стопроцентной уверенности, что IKEA появится в Калининграде, пока нет. "Очень многие крупные мебельные фирмы проявляют интерес к нашему региону, но каждый раз их что-то сдерживает, чаще всего - нестабильность законодательства", - говорит Присяжный.
И все же, как признаются многие специалисты, открытие IKEA производства в Калининградской области - вопрос далеко не "чисто региональный". Он вполне согласуется с политикой компании по реализации производственной программы в России, начиная с планов строительства мебельной фабрики в Тихвинском районе Ленинградской области. Увеличение компанией производственных мощностей (кроме Калининграда IKEA намерена инвестировать 7 млн долларов в организацию производства мебели в ОАО "Экодом" в Челябинске, а также построить в ближайший год две фабрики в Литве) в немалой степени отразится на среднеценовом сегменте всего общероссийского мебельного рынка.
В первую очередь, как считают эксперты, начало производства IKEA мебели в России наносит удар по импортерам финской и польской мебели из древесностружечной плиты. По идее, будучи на 90% сориентированным на рынок России, калининградское мебельное производство ощутит силу удара европейского гиганта вместе со всеми. Однако у местных мебельщиков все же есть заметное преимущество перед коллегами из России. В силу своей компактности местные фабрики имеют возможность очень быстро реагировать на запросы рынка. А это выгодно отличает их от российских мебельных тяжеловесов, которые, по-видимому, больше всего и озабочены планами транснационалов (по некоторым данным, IKEA намерена довести долю продукции, произведенной в России и реализуемой в собственных магазинах, до 40%).
Калининград