Как убедительно показывают социологические опросы, ценность свободы большинство россиян пока что понимают исключительно теоретически. На практике (на выборах) они чаще склоняются к "твердой руке" единоличного правителя - сурового, но доброго "отца", который обо всех позаботится. Между тем жизнь идет, кое-какая свобода у нас все же есть и она приносит плоды, иногда совершенно неожиданные, если учитывать общественные настроения.
Несвобода всегда рождает сопротивление. В частности, если власть облагает бизнес налогами, которые предприниматели считают несправедливыми, то их попросту не платят - бизнес уходит в тень. И сила тут не поможет, особенно в условиях демократии, тем более российской, где свободу все понимают как безответственность (поэтому чиновники не очень-то и стараются ущучить бизнесменов, а часто просто покупаются ими).
Непопулярные и потому весьма редкие в нашей стране настоящие либералы давно говорят, что фискально-репрессивными методами бюджеты не наполнить и только свобода предпринимательства может дать дивиденды. Никто им, разумеется, не верит (советский менталитет сидит в нас прочно) - многочисленные оппоненты (даже из числа формальных либералов во властных структурах) уверяют, что наш бизнесмен налоги платить не будет, хоть как снижай ему ставку. Но вдруг в отдельно взятом Петербурге наметилось торжество либеральных принципов.
В теме этого номера описывается опыт введения "вмененки" (единого налога на вмененный доход для малого бизнеса) в разных регионах Северо-Запада. Везде, кроме Петербурга, его применили исключительно с фискальными целями - чтобы ободрать бизнес и заткнуть вечную дыру в бюджете. А у нас окопавшиеся в Комитете финансов либералы решили, наоборот, использовать новшество для облегчения налогового пресса (закон о "вмененке" это позволяет) в надежде, что дарованная степень свободы (величина налога) устроит предпринимателей и они согласятся поделиться с обществом. И эффект получился вполне впечатляющий.
Наиболее наглядная картина возникает при сравнении доходов от "вмененки" в Петербурге и Ленобласти. В городе "вмененкой" обложили гораздо меньше видов бизнеса, чем в области, и по более низкой ставке. А годовой план по доходам был перевыполнен на 40% уже к 1 октября. В то же время "прижимистая" область к этому сроку получила доходов на 19% меньше годового плана. Получается, что расчет питерских финансистов на либерализм не только оправдался (план уже выполнен), но даже превзошел ожидания - вряд ли они всерьез рассчитывали на такое перевыполнение при столь низком налоге и узком круге плательщиков.
В таком выводе есть только одна опасность - чиновники любят подстраховываться, и, чтобы не оказаться в дураках, они могли намеренно сильно занизить план поступлений (например, уменьшив размеры вменяемых предпринимателям доходов). В Комитете финансов утверждают, что они не жульничали, но признают, что суммы вменяемых доходов, скорее всего, действительно ниже реальных. Связано это с тем, что чиновники обязаны документально подтверждать свои расчеты, чтобы выигрывать дела в судах при обращении туда недовольных (а таких случаи уже были). И потому они в основном руководствовались данными официального бухгалтерского учета предпринимателей.
На самом деле, даже если чиновники немного и "смухлевали", то их подход все равно оправдался. Дело в том, что, как категорически утверждают в Смольном, практически все полученные от "вмененки" доходы - чистая прибыль бюджета, так как раньше эти виды бизнеса казне почти ничего не платили (а те, кто хоть и платил, как, например, таксисты, приносили бюджету денег во много раз меньше, чем сейчас). Налицо, утверждают питерские финансисты, явный вывод доходов из тени (если, конечно, они не подтасовали вообще все, что все-таки вряд ли - репутация КФ позволяет рассчитывать на их порядочность по большому счету). В то же время областные чиновники, по их же словам, на эти темы даже не думали - они просто перевели предпринимателей с одного вида налогообложения на другой и никакой чистой прибыли, судя по всему, не получили.
Таким образом, можно констатировать победу либеральной идеологии в отдельно взятом регионе - забота о налогоплательщиках приносит больший доход, чем фискальное насилие. Это, кстати, подтверждает и практика взимания нового, 13-процентного, подоходного налога с физических лиц - еще одной явно либеральной меры, тоже начавшей действовать лишь с 2001 года. Питерские финансисты еще не готовы делать однозначные выводы, да и ситуация тут сложная (анализ затруднен, во-первых, инфляцией, во-вторых, объективным ростом доходов населения, а в-третьих, тем обстоятельством, что изменился порядок перечисления средств в бюджеты по этому налогу - до 2001 года лишь около 80% поступлений зачислялись в региональные бюджеты, а сейчас - 95%). И только интуиция им подсказывает, что такой значительный рост поступлений от подоходного налога (почти на 2 млрд руб.) не может объясняться объективными обстоятельствами, а обусловлен все же выходом доходов из тени.