Время больших

Москва, 25.02.2002
«Эксперт Северо-Запад» №8 (69)
На петербургском рынке телекоммуникаций завершилась стадия укрупнения бизнеса

Самым ярким событием на петербургском рынке телекоммуникаций в 2001 году, несомненно, было появление второго GSM-оператора - московской компании "Мобильные Телесистемы" (МТС). Жесточайшая конкуренция с местным гигантом - Северо-Западным GSM, тарифные войны и снижение цен, "сотовый бум" и впечатляющий рост числа абонентов обеих компаний - все это буквально взорвало рынок, причем весь, а не только сегмент сотовой телефонии.

По мнению аналитиков, в новом году стоит ожидать значительного роста инвестиций в отрасль и появления новых игроков - интерес среднего бизнеса к телекому должен усилиться. Правда, закрепиться на рынке новым компаниям будет значительно сложнее, чем их предшественникам. Ибо прошлый год был также ознаменован серьезным укрупнением бизнеса, когда в результате либо объединений, либо приобретений большую часть рынка стали надежно контролировать крупные игроки.

Гигант большого телекома

В 2001 году начался процесс объединения большинства традиционных операторов проводной телефонной связи Северо-Западного региона. Это объединение соответствует стратегии укрупнения региональных телефонных компаний, входящих в контролируемый государством холдинг "Связьинвест". По плану, вместо почти 90 мелких компаний предполагается создать в семи федеральных округах по одному крупному оператору. В каждом из округов выбран оператор, к которому будут присоединяться остальные компании. В Северо-Западном регионе центром объединения стала компания ОАО "Петербургская телефонная сеть" (ПТС).

Осенью прошлого года ПТС была переименована в Северо-Западный телеком. Во всех присоединяющихся к ней компаниях (ОАО "Артелеком", ОАО "Мурманэлектросвязь", ОАО "Новгородтелеком", ОАО "Электросвязь" Псковской области, ОАО "Череповецэлектросвязь", ОАО "Электросвязь" Вологодской области, ОАО "Электросвязь" Калининградской области, ОАО "Электросвязь" Республики Карелия) были проведены собрания акционеров, которые приняли решение перейти на единую акцию Северо-Западного телекома. В нынешнем году объединение должно быть официально оформлено. Для этого предстоит еще получить разрешение на реорганизацию от Министерства по антимонопольной политике (МАП) и зарегистрировать в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России (ФКЦБ) дополнительную эмиссию акций Северо-Западного телекома. Потом начнется объединение бизнесов - создание системы единого корпоративного управления.

Как сообщил директор по структурной реорганизации Северо-Западного телекома Николай Бредков, процесс закончится не ранее III квартала 2002 года. Очевидно, что Северо-Западный телеком станет самым крупным телефонным оператором региона. Суммарное количество подконтрольных ему линий составит 3 788 000, а штат - около 36 тыс. сотрудников. При этом новая компания будет работать на территории с населением 14 млн человек.

"На данный момент капитализация ОАО "Северо-Западный телеком" составляет примерно 230-240 млн долларов, но окончательный ее размер сейчас предсказать невозможно, так как это будет определяться рынком и его восприятием новой компании. Исходя из того, насколько вырастет количество акций компании после объединения, можно условно сказать, что при текущих ценах капитализация составила бы 360-370 млн долларов", - говорит Николай Бредков.

В целом появление Северо-Западного телекома можно оценивать только положительно. В условиях, когда большая часть используемых населением телефонных линий принадлежит государству, привлечение в их развитие дополнительных инвестиций становится социально важной задачей. Привлекать же деньги в четко структурированную компанию, привязанную к большому региону, всегда легче, чем в разбросанные по разным областям структуры с разными темпами развития и клиентской базой. Опасения некоторых наблюдателей в связи с возможным усилением государственного регулирования в отрасли и ее постепенной монополизацией пока не оправдываются. На Северо-Западе действует несколько независимых предприятий связи, которые пока не будут входить в укрупненную структуру, так как "Связьинвест" владеет в них незначительными пакетами акций. Это, например, ОАО "Связь" Республики Коми, Архангельская и Псковская ГТС. В Петербурге уверенно развиваются независимые операторы "Петерстар" и "Метроком".

Независимая связь

Компании "Петерстар" и "Метроком" в прошлом году практически полностью завоевали петербургский рынок услуг альтернативной телефонной связи. Их телекоммуникационные мощности остаются доминирующим звеном инфраструктуры связи местных коммерческих операторов, которым пока приходится ориентироваться на двух гигантов - потеснить их в нынешних условиях не может никто. "Метроком" и "Петерстар" располагают на территории города волоконно-оптическими сетями связи общей протяженностью более 2100 км.

"Метроком" постепенно выходит на межрегиональный уровень. В прошлом году компания выиграла тендер (победив, между прочим, общероссийского гиганта "Ростелеком") на предоставление внешнего канала доступа к сети Интернет емкостью 34 Мбита для национального оператора Белоруссии "Белтелеком". А в конце года "Метроком" подписала соглашение с компанией "Московская городская телефонная сеть" об организации роуминга таксофонных карт МГТС на свою сеть таксофонов. В результате с конца декабря 40 карточных таксофонов "Метрокома", установленных в пересадочных станциях метро, стали принимать к оплате карты МГТС.

Интересно, что обе компании, хотя они и работают практически в одинаковых нишах (установка телефонных линий, организация выделенных высокоскоростных цифровых каналов передачи данных, услуг беспроводного доступа к телефонной сети и доступа в Интернет), нельзя назвать жесткими конкурентами. Это дает еще меньше шансов другим компаниям протиснуться между ними.

Недавно "Метроком" и "Петерстар" подписали совместный меморандум "О предотвращении ограничений доступа абонентов к услугам связи через технические средства телефонных сетей". Суть претензий операторов, изложенная в меморандуме, заключается в том, что "на ряде городских объектов, обслуживаемых преимущественно небольшими операторами связи, создаются препятствия равноправному доступу абонентов к тем ли иным услугам связи, базирующимся на номерах доступа телефонной сети общего пользования. В первую очередь это относится к службам по предоставлению услуг междугородной и международной связи с использованием телефонных карт, а также к службам доступа в Интернет по коммутируемым телефонным линиям сети общего пользования". В переводе на обычный язык это означает, что в некоторых петербургских гостиницах и бизнес-центрах абонент вынужден пользоваться услугами только того оператора, который на эксклюзивной основе работает в данном учреждении. Как правило, тарифы этого оператора отличаются от других не в лучшую сторону.

В качестве первых практических шагов "Метроком" и "Петерстар" решили наладить совместный прием жалоб и обращений абонентов, столкнувшихся с фактами ограничения прав пользования услугами телефонной сети общего пользования. Собранную информацию операторы будут обобщать и направлять в органы Госсвязьнадзора и МАП. Генеральный директор компании "Метроком" Равиль Халиков называет взаимодействие двух крупнейших коммерческих операторов Петербурга незаурядным событием и отмечает, что подписанный меморандум является только первым совместным шагом "Метрокома" и "Петерстара", которые намерены и в дальнейшем разрабатывать и реализовывать совместные проекты и программы в области телекоммуникационного бизнеса.

Объединяются все

Общая тенденция объединений отразилась на других, менее масштабных сферах петербургского рынка телекоммуникаций. Так, существенно изменилась расстановка сил среди пейджинговых операторов. В прошлом году компании "Петерком" и "Пейджлинк" приняли решение об организации единой компании "Петерком-Пейджлинк", а оператор BBG Communications продал свои активы лидеру рынка - фирме "Экском". Таким образом, сейчас в Петербурге действует около 15 пейджинговых компаний. Наибольшее число абонентов имеют компании "Экском" (около 18 000 человек с учетом бывших абонентов BBG), "Неда-Пейджинг" (более 10 000), FCN (более 6000) и "Петерком-Пейджлинк" (около 5500 человек). На эту головную четверку приходится сейчас около 66% всех петербургских владельцев пейджеров. Большинство таких компаний находится на грани выживания из-за ужесточения конкуренции и снижения стоимости услуг сотовых операторов, поэтому им и приходится идти на слияние для снижения издержек.

В прошлом же году объединились в одну компанию "Коминтел" два петербургских оператора, специализирующихся на предоставлении услуг IP-телефонии - "Ринотел Северо-Запад" и "Комплексная интернет-телефония" ("Коминтел"). Объединение во многом вызвано тем, что на петербургский рынок IP-телефонии вышли несколько крупных московских компаний, в том числе "Элвис-телеком" и "Корпорация О.С.С.", что потребовало от петербургских конкурентов консолидации сил.

Кроме того, в начале года компания Baltic Communications Limited (BCL) буквально взорвала рынок карт IP-телефонии своими низкими тарифами на все международные переговоры. До этого лидером низких цен на услуги IP-телефонии была компания "Мастер Связь Санкт-Петербург" и "Невская телефонная компания" (НТК). Следствием этого стала длительная ценовая война основных IP-операторов, в результате которой лидерами в этой области стали BCL и "Коминтел".

Маленьким нет места

Мелкие игроки уходят также и с рынка петербургского интернет-провайдинга. "Настоящее состояние рынка интернет-услуг в Петербурге я оцениваю как крайне сложное - можно сказать, переломное. По сути, сейчас заканчивается процесс отсеивания мелких компаний, которые, может быть, раньше и держались благодаря политике демпинговых цен, но сейчас не могут выйти даже на свой уровень рентабельности. Сейчас на рынке нет места мелким компаниям, более того, происходит ужесточение конкуренции среди крупных компаний", - говорит генеральный директор компании "Петерлинк" Анатолий Листвинский.

Мелкие провайдеры стали уходить после повышения тарифов на аренду линий со стороны "Петерстара" ("Эксперт С-З" писал об этом). Справедливости ради стоит отметить, что их уход никак не ослабил рынок, а только укрепил его. Технические и клиентские базы "мертвых" компаний переходили к стабильным середнякам и лидерам. Первым ушел провайдер ООО "Нет". Он переключил свой бизнес на предоставление услуг хостинга и передал 1500 своих клиентов бывшему конкуренту - провайдеру "Инфосервис". Затем покинул рынок один из самых опытных "малых" провайдеров - "Виком", а в середине осени произошло самое знаковое событие: старейший петербургский провайдер "Дукс", у которого 60 модемных линий из 100 были приобретены у "Петерстара", не выдержал повышения цен и объявил о своем закрытии, передав свою абонентскую базу лидеру - компании "Вэб Плас".

Между тем "Петерстар" стал героем прошедшего сезона не только из-за своих новых цен аренды линий. С 10 декабря этот крупнейший альтернативный оператор цифровой телефонной связи в Петербурге начал предоставлять массовые услуги по доступу в Интернет, что, по прогнозам, в новом году должно кардинально изменить расстановку сил на городском рынке интернет-провайдинга. Располагая собственной инфраструктурой и не нуждаясь, в отличие от своих конкурентов, в аренде телефонных линий, "Петерстар" имеет модемный пул на 729 каналов. По словам генерального директора компании Виктора Кореша, в создание интернет-узла уже вложено 500 тыс. долларов и в этом году будет инвестировано еще 250 тыс. долларов. "В этом году наша задача - занять лидирующее положение на рынке услуг коммутируемого доступа в Санкт-Петербурге. Сегодня его держит "Вэб Плас". Вот с ним мы и будем его делить", - говорит руководитель интернет-направления "Петерстара", менеджер группы телематических услуг коммерческого отдела компании Вячеслав Сафронов.

В феврале этого года череду слияний на петербургском телекоммуникационном рынке продолжила компания Golden Telecom, которая отказалась от дальнейшей поддержки торговой марки "Ситилайн" (прекратила прием платежей по всем тарифным планам этой марки в обеих столицах) в пользу своей марки "Россия-он-лайн" (РОЛ), которая получила техническую и клиентскую базу "Ситилайн".

В результате всех изменений в этом году большую часть рынка питерского провайдинга будут контролировать четыре крупных игрока: это прежде всего "Вэб Плас", "Петерстар", РОЛ и "Петерлинк". Кроме того, крепко стоят на ногах провайдеры "КомСет", "Ланк-Интернет", "Лэк-Телеком", "Метроком" и "Совинтел". Все крупные петербургские провайдеры имеют практически равные технические возможности, благодаря чему рынок коммутируемого, равно как и выделенного, доступа в Интернет в большей своей части гармонично поделен между крупнейшими местными игроками.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама