На двух ногах

Основой экономики Карелии являются лесной и горнопромышленный комплексы

По образному выражению директора Института экономики Карельского научного центра Российской академии наук Анатолия Шишкина, промышленность республики напоминает пешехода. Она не стоит на месте, но и не едет на машине и тем более не летит на самолете. Несмотря на большой научный потенциал региона, в Карелии совершенно не развиты высокотехнологичные отрасли, и ее экономика по-прежнему держится на использовании природных богатств края, в основном леса и камня.

"На одной из недавних выставок за рубежом, в которой принимали участие карельские промышленники, огромным успехом пользовались дрова из нашей березы, - рассказывает Анатолий Шишкин. - Это шло по разряду бренда, но мне бы не хотелось, чтобы Карелия была известна на рынке только как поставщик дров".

Между тем даже лесопромышленный комплекс республики, который традиционно считается базовым для региональной экономики, в последние годы показывает далеко не лучшие результаты. Карельский "пешеход" явно замедлил свой темп.

Во власти внешних факторов

После небывалого скачка объемов производства, вызванного девальвацией рубля, в промышленности Карелии наступил период довольно вялого развития. За последние три года темпы роста упали здесь с 20% в 1999 году до 9% в 2000-м и до 3% в 2001-м. По прогнозу республиканского министерства экономики, в нынешнем году промышленное производство Карелии вырастет всего на 2%.

Советник главы правительства республики по экономическим вопросам Сергей Денисов объясняет снижение темпов промышленного роста влиянием внешних факторов. Карелия традиционно является экспортно ориентированным регионом. В 2001 году ее внешнеторговый оборот вырос на 4,2% и составил 785,3 млн долларов. При этом доля экспорта увеличилась на 9,6% и достигла 643,2 млн рублей, а доля импорта, наоборот, сократилась на 14,6% и составила 142,1 млн долларов. За пределы республики отправляется более половины ее валового продукта, а экспортные цены диктуют крупные корпоративные игроки, которые определяют политику на мировых рынках. Последние несколько лет цены там на основную экспортную продукцию республики - круглую древесину, пиломатериалы, целлюлозу, газетную бумагу и алюминий - плавно снижали. В итоге индекс цен в цветной металлургии Карелии составил в прошлом году 96,2%, а в целлюлозно-бумажной - 99,9%. "Вот и получается, что объемы карельских поставок на внешний рынок не сокращаются, а денег в республику поступает меньше", - сетует Сергей Денисов.

По его словам, неблагоприятная ситуация для карельских экспортеров еще более усугубляется вывозными таможенными пошлинами, которые правительство России ввело на все те же алюминий, пиломатериалы и бумагу. Причем если величина пошлин на нефть варьируются в зависимости от мировых цен, то пошлины на традиционную продукцию карельского экспорта практически остаются неизменными. В результате Петрозаводская таможня в прошлом году перечислила в федеральный бюджет более 1 млрд рублей, а финансовые показатели флагманов карельской индустрии - таких, как Надвоицкий алюминиевый завод и Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат - заметно снизились.

На деревянных ногах

Уже стала расхожей фраза о том, что экономика Карелии стоит на деревянных ногах. Доля лесопромышленного комплекса в общем объеме промышленного производства республики составляет около 60%. К тому же в лесной сфере работают более половины всех занятых в карельской промышленности. Однако удельный вес продукции ЛПК в структуре доходов республиканского бюджета с каждым годом сокращается. Если в 1999 году он составлял 30%, то в 2000 году снизился до 23%, а в 2001-м - до 15%. При этом физические объемы производства в лесной отрасли по-прежнему продолжают расти, хотя и не такими темпами, как в первые два года после дефолта. По данным минэкономики республики, рост производства в лесопромышленном комплексе составил в прошлом году 1,7% к уровню 2000 года.

Весомого успеха добились лесозаготовительные предприятия Карелии, увеличив объемы вывозки древесины до 5,3 млн кубометров, или на 7% по сравнению с позапрошлым годом. Деревообрабатывающие заводы, напротив, сократили производство пиломатериалов до 704,6 тыс. кубометров, или на 8,3%. По словам советника председателя правительства Карелии Сергея Денисова, это стало следствием падения цен на рынке пиломатериалов до 94 долларов за кубометр. Пилить древесину на карельских предприятиях стало просто нерентабельно. В результате индекс физического объема в деревообработке составил в прошлом году 96,7% к уровню 2000 года.

Довольно стабильно работала в прошлом году целлюлозно-бумажная промышленность. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру внешнего рынка, предприятиям отрасли удалось улучшить прежний производственный показатель на 0,6%. При этом выпуск бумаги увеличился в Карелии на 2%.

Однако республиканское правительство не удовлетворено финансовыми результатами деятельности лесопромышленного комплекса. В конце прошлого года глава Карелии Сергей Катанандов провозгласил курс на получение максимального дохода от использования лесных ресурсов. Стратегической задачей было объявлено увеличение налоговой нагрузки на кубометр древесины. Для выполнения этой задачи лесопромышленным предприятиям предлагалось внедрять прогрессивные технологии лесозаготовки, переходить на глубокую переработку сырья, вовлекать в хозяйственный оборот низкосортную древесину и отходы производства. Кроме того, одной из мер повышения эффективности лесной отрасли была названа конкурсная аренда лесов. Принятая осенью 2001 года программа развития ЛПК республики предусматривает также создание лесопромышленных холдингов.

В этом смысле интересен опыт Сегежского ЦБК. Руководство комбината приступило к созданию холдинга два года назад. Промышленному гиганту, взявшему курс на модернизацию производства и увеличение выпуска бумаги, были необходимы стабильные поставки сырья. Поэтому в первую очередь Сегежский ЦБК приобрел контроль над тремя лесозаготовительными предприятиями - ОАО "Сегежалес", "Валдайлес" и "Чупинский леспромхоз". Кроме того, в холдинг вошел Сегежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат.

Как утверждает генеральный директор Сегежского ЦБК Василий Преминин, десятки миллионов рублей, вложенные комбинатом в переоснащение лесозаготовительных предприятий, уже начали работать. В прошлом году леспромхозы, входящие в холдинг, нарастили объемы лесозаготовок и вывозки древесины от 10% до 50%. А в будущем, по замыслу руководства Сегежского ЦБК, рост лесозаготовок составит до 100 тыс. кубометров в год для каждого предприятия. Это позволит решить все производственные и социальные задачи в лесных поселках.

Впрочем, команда Василия Преминина не ограничила сферу своих интересов леспромхозами Сегежского района и севера Карелии. Уже нынешней зимой комбинат стал фактическим собственником леспромхозов, расположенных в Пудожском районе, купив 100% акций Пудожского леспромхоза, 51% акций Кубовского леспромхоза и "Кривцылеса". Таким образом, холдинг расширился более чем вдвое.

По пути создания холдингов пошли и некоторые лесозаготовительные предприятия Карелии. Акционерные общества "Севзапкареллес", "Ладва-тимбер", "Муезерский леспромхоз" приобрели деревообрабатывающие производства и тем самым решили повысить цену своей продукции.

Непростая отрасль

По оценке минэкономики Карелии, самая сложная ситуация наблюдается сегодня в машиностроении республики. В прошлом году физические объемы производства упали здесь на 21,6%. Такой провал отрасли связан в первую очередь с резким снижением выпуска продукции на одном из старейших карельских предприятий - Онежском тракторном заводе. В 2001 году ОТЗ произвел всего 654 трактора для лесной промышленности. По сравнению с предыдущим годом выпуск техники сократился на предприятии почти вдвое.

Руководство завода объясняет снижение продаж тракторов ухудшением положения дел в лесной отрасли - традиционном покупателе продукции завода.

С конца прошлого года на ОТЗ начались задержки выплаты заработной платы. В феврале коллектив предприятия получил аванс за декабрь, а в цехах заговорили о забастовке.

В такой ситуации завод приступил к выпуску нового базового трактора ТЛТ-100, который полностью заменил прежнюю модель ТДТ-55. Одновременно ОТЗ продолжил работу над созданием и внедрением в производство колесных машин для заготовки древесины по скандинавской технологии. Карельские форвардеры хотя и уступают западным образцам по удобству эксплуатации, но зато вдвое дешевле и вполне могут конкурировать с ними на российском и даже международном рынке.

За счет производства и продаж новой техники генеральный директор завода Николай Волнухин надеется стабилизировать экономическое положение предприятия. По его словам, у лесозаготовителей есть огромная потребность в современных тракторах, однако нет достаточных средств на их приобретение. Поэтому ОТЗ стал развивать лизинговую форму продаж, и в частности, по такой схеме новая техника уже продана в некоторые леспромхозы Карелии и Вологодской области. Кроме того, руководство предприятия рассчитывает расширить рынок сбыта своей продукции за счет производства на базе онежских тракторов машин для нелесных отраслей - нефтяной, газовой промышленности и энергетики.

Каменная опора

Один из главных пунктов критики карельской оппозицией нынешнего руководителя правительства республики - в том, что команда Сергея Катанандова не воспользовалась последствиями дефолта и не вложила полученные средства в развитие прибыльных предприятий. По мнению Анатолия Шишкина, такой подход является абсолютно безграмотным. "Правительство не занимается производством в чистом виде, - говорит Шишкин. - Задача власти - создать условия для развития экономики".

С этой точки зрения, республиканская власть весьма четко определила свои экономические приоритеты. Помимо лесной отрасли акцент был сделан на развитии в Карелии горной промышленности.

Сегодня горная промышленность Карелии, и прежде всего - добыча камня, является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей республики. В прошлом году в Карелии было произведено 3,6 млн кубометров щебня и гравия из природного камня и песчано-гравийных смесей, что составляет 103,6% к уровню 2000 года. Всего же производство так называемых нерудных строительных материалов выросло на 10% и достигло 4,5 млн кубометров.

Лидерство в этой отрасли принадлежит московской компании "МКК-холдинг", которая ведет добычу и переработку природного камня на территории Карелии с 1998 года. За это время в развитие камнедобывающей и перерабатывающей промышленности республики было вложено свыше 200 млн рублей. Предприятия московского холдинга дали работу почти тысяче жителей республики, а налоговые отчисления составили в прошлом году более 80 млн рублей.

Столь активному участию столичного бизнеса в экономике региона способствовало подписанное три года назад соглашение о сотрудничестве между правительствами Москвы и Карелии. Как ожидается, в ближайшие годы инвестиции со стороны москвичей в горную промышленность республики увеличатся до 900 млн рублей.

Между тем территория Карелии богата практически на все виды полезных ископаемых: на государственном балансе числится свыше 200 месторождений, представленных масштабными запасами железной руды, титано-магнетитов и отдельными проявлениями цветных и редких металлов. Однако в настоящее время минерально-сырьевые ресурсы республики используются всего на 2%-2,5%.

По оценке специалистов, потенциал горнопромышленного комплекса Карелии значительно выше других отраслей республиканской экономики. Поэтому в будущем горная промышленность могла бы стать в регионе базовой. "У республики одна нога должна быть деревянной, а другая - каменной", - убежден советник председателя карельского правительства Сергей Денисов. Встает вопрос: какой должна стать голова?

Петрозаводск